Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 7-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель ходил по Святой земле и помогал страждущим: исцелял больных, воскрешал мертвых, но Он совершал чудеса не над всеми людьми, которые жили в то время. Мы знаем, как много в народе больных. Можно сказать, все имеют какие-то недуги, слабости, болезни. Всем нужна помощь Божия. Но исцелял Господь тех, кто к Нему обращался, просил Его об этом, верил в Него.
Сегодня мы слышали Евангельское чтение о том, как за Спасителем шли двое слепых и просили Его об исцелении, говоря: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9:27). Спаситель делал вид, что не слышит их просьбу. Они за Ним шли со своей мольбой. Зашел Он в один дом. В этом доме двое слепых вновь стали просить Его о том, чтобы Он их исцелил, и Господь сказал: «Веруете ли, что Я могу это сделать? … по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:28-29), и они оба прозрели. Вслед за ними Господь исцелил бесноватого, который был нем, и, когда бес вышел, немой стал разговаривать. «Привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф. 9:32-33).
Это повествование говорит о том, чтобы мы постоянно пребывали в молитве к Богу, потому что обращение слепых к Спасителю — это краткая Иисусова молитва. С этим обращением мы должны жить и обращаться к Богу. Бывает так, что Господь испытывает нашу веру, как испытывал веру двоих немощных слепых людей. Не видя перед собой дороги, не видя Самого Иисуса, они, тем не менее, шли за Ним, молились; просили, чтобы им помогли следовать за Спасителем. Их молитва была услышана: они получили исцеление.
Это говорит нам о том, что, если мы со своими немощами, скорбями и болезнями будем неустанно обращаться к Спасителю, Он может испытывать нашу веру: чистосердечна ли она? На самом ли деле мы веруем в Него, в Его помощь, в Его всесильную любящую благодать? Придет время, когда Господь по нашей вере, по нашим нуждам, по нашей жизненной необходимости подаст нам просимое, если оно идет на пользу нам и нашим душам. Чудо само по себе — это не то, что двое Евангельских слепых прозрели, а то, что они имели внутреннее зрение, внутреннюю веру. Чудо только подтвердило то, что они на самом деле видят Бога, обращаются к Нему, верят в Него, стараются за Ним идти и свою жизнь сообразовывать с Божественными заповедями. Вышедши, они стали проповедовать о Христе, что Он Истинный Бог, Мессия, и говорить о своем исцелении всем встречающимся, то есть, свою веру они стали исповедовать среди людей. «А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:31). Этот пример показывает нам, что и мы, если имеем веру, то она победит наше сомнение. Если наша вера крепка, то она доставит нам облегчение, помощь от Бога.
В Египте один старец-подвижник рассказывал, что некоторые люди жили в очень плохом месте, где земля была скудной и давала такой маленький урожай, что они никак не могли себе добыть пропитание в течение года. Потом они крестились, пришли к старцам-подвижникам и сказали: «Если вы помолитесь о нас, то по вашему благословению Господь даст нам урожай». Они взяли песок, по которому ходили старцы, подошли, чтобы те его благословили. Старцы благословили песок, спросили, имеют ли они веру в то, что на самом деле Господь может этот песок сделать плодородным? Те ответили, что, конечно, веруют, что Господь по молитвам старцев сотворит чудо, стали после благословения старцев вместе с пшеницей сеять песок и собрали такой урожай, какого не было на самых плодородных почвах во всем Египте.
Самое большое чудо, которое совершается на земле, дорогие братья и сестры, это, когда мы начинаем верить в Бога и, вместо борьбы с Ним и отрицания Его, начинаем понимать, что Господь руководит всем, всей нашей жизнью, и без Него, без Его благодатной помощи, без исполнения Его заповедей и без молитвы к Нему мы не можем совершить ничего. И тогда совершается чудо в нашей душе: она перерождается, становится иной, в ней поселяется Господь со Своей благодатью, и в такой душе вырастают многие духовные плоды. А внешнее чудо, оно просто подтверждение того, что внутри нас это чудо совершилось.
Очень часто Господь помогает нам даже не потому, что мы имеем какие-то заслуги и достойны чуда. В некоторых молитвах сказано, что там, где увеличивается беззаконие, приумножается благодать Божия. Может, мы бываем и скверны, и греховны, но иногда Господь для нашей поддержки, для поддержки нашей веры, для того, чтобы мы укрепились в исполнении Его заповедей, подает нам Свою благодать не по заслугам, а по милосердию. Может, кто-то думает, что чудо совершилось там, где живут какие-то особенные благодатные люди. А бывает совсем наоборот, Господь пребывает, где есть многие немощи, бессилие, грехи и страсти, чтобы их уврачевать.
Поэтому нам, дорогие братья и сестры, что бы с нами ни совершалось, нужно помнить о том, что, если Господь нам в чем-то помог, оказал Свою милость, то, во-первых, мы должны быть к Нему благодарны, а, во-вторых, смиренны. Величие Божие и Его любовь к нам должны нас смирять. Мы, соприкасаясь с Его всемогуществом, должны осознавать свои немощи, свои грехи. Если видим совершенное Богом необыкновенное чудо с нами или с кем-то и не смиряемся, а, наоборот, гордимся этим, то происходит наше низкое и глубокое падение. Поэтому, слыша о великих чудесах Божиих, которые постоянно совершаются в нашей жизни, постараемся укреплять свою веру, просить Бога о защите и помощи, и, чтобы эта помощь пошла нам во благо, внутренне нас смирила, помогла в борьбе с нашими внутренними и внешними немощами. В таком случае мы сможем еще здесь, на земле, побороть тот грех, который так нас унизил, сделал такими немощными и больными. Мы должны понять: если не осознаем своей немощи и беззащитности перед страстями и грехами и не будем просить помощи от Бога, то не сумеем и жизнь временную провести так, чтобы наша душа наполнилась благодатью Божией и верой, и лишим себя Небесных благ.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.