Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти прп. Серафима Саровского. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь прославляет великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца. Этот святой, который жил не так давно, по своим подвигам, по своей жизни относится к святым первых веков. Можно сказать, что он был подвижником подобно Макарию Великому, Пахомию Великому, тем монахам, которые много лет подвизались в пустыне, показывали образцы подвигов.
Серафим Саровский ничуть не меньше этих подвижников. Он получил хорошее образование, выучился грамоте, еще с детства сам читал Священное Писание и не просто читал его себе, но и своим друзьям, ребятам, которые вокруг него собирались. Так как он имел положение, его семья была богатая, у него были все возможности преуспевать в земном благополучии, в мирской суете. Но душа его тянулась к большему. Он рано осознал смысл и назначение человека, цель нашей жизни. Он понял, что простота человеческой души заключается не в том, что она будет в земном мире обременена многими и многими заботами, попечениями, а в ее чистоте, близости к Богу, жизни во Христе, в ее отвлеченности от земной суеты, от попечительности. Еще молодым двадцатилетним юношей он уходит в Саровский монастырь. Здесь его постригают в монахи. Серафим Саровский уединяется, совершает молитвенный подвиг, тысячу дней и ночей стоит на камне с молитвой. Преподобный любил поститься, читать Священное Писание, трудиться на своем маленьком огородике. Казалось бы, там, в лесу, он создал для себя земной рай: жил вместе с Богом, в обилии Его благодати, питался тем, что произращал его огород, наслаждался красотой природы, общался с животным миром, со зверями. Вроде, больше ничего не нужно человеку, как всего этого желает каждый из нас: спокойствия, жизни, когда ты, Бог и больше никого нет.
Но этот светильник должен был показаться миру для того, чтобы люди видели образец жизни: на кого нужно равняться и не искали хитреньких, неискушенных, слабохарактерных, не прошедших никаких подвигов, а старающихся угодить себе и страстям ближних духовных наставников. Таких очень много. А на самом деле чистых, близких к Богу, испытавших многие трудности и подвизающихся единицы. Божия Матерь со священномучеником Климентом Римским и святителем Петром Александрийским, святыми, память которых праздновалась в тот день, явилась преподобному Серафиму и повелела выйти из затвора, чтобы показать всем истинный образец жизни. Люди увидели особое человеческое состояние. Преподобный всегда был радостный, светился неземной красотой. С одной стороны, он был великий подвижник: мало спал, много молился, а с другой стороны, на людях всегда был весел, старался им помочь вознестись от грешной земли. Когда пришедшие с ним общались, то чувствовали, какая необыкновенная внутренняя красота обитает в этом человеке, как он прост, и эта простота совершенно иного, неземного порядка. Эта простота Небесная, простота в заповедях Божиих, простота в послушании Богу и в верности Ему. В Преподобном не было хитрости, которую мы ищем, чтобы оправдать свои грехи, страсти и при этом говорим: «С каким ученым человеком мы встретились!» Преподобный Серафим был образованный, читал много духовной литературы, творения святых подвижников: преподобного Исаака Сирина, Добротолюбие, но был прост и объяснял высокие духовные истины простым земным языком. Наверное, от него пошли такие выражения: «Где просто, там Ангелов со сто». Но эта простота не в беззакониях и грехе, а в святости, в послушании Богу, в уважении к Церкви. Преподобный всегда говорил, что в Церкви нельзя ни о чем разговаривать, здесь нужно стараться и думать только о Небесном, поэтому нужно смотреть на образ, на икону или на какое-то место, которое не отвлекает от молитвы, от того, что ты здесь вместе с Богом, и больше нет никого. Преподобный Серафим Саровский говорил, что о Церкви вообще рассуждать и дома нельзя, что-то плохое говорить, потому что он жил Церковью, знал, что Она начинается здесь, а кончается на Небе, что Она единая, и Глава Ее Христос. Если мы ропщем, осуждаем, то мы оскорбляем Самого Бога, Главу Церкви.
Чистота мысли и души преподобного Серафима покоряла людей. Они видели что-то неземное: образ Божий, живой, пребывающий здесь, совсем рядом. Он хотел всех приучить к тому, чтобы больше думали о Небесном и постоянно пребывали в молитве. Есть даже Серафимово правило, которое заключается в том, чтобы человек до обеда читал Иисусову молитву, после обеда «Богородицу», может быть, не столько много молитв, как в молитвослове, но постоянно пребывал в молитве. Потому что бывает так: человек прочитал молитовки и успокоился, считает, что он исполнил свое молитвенное правило. Серафим Саровский говорил, что этого недостаточно, молитва должна быть постоянной, может быть, не такой многословной, а краткой и простой как у детей. В жизни необходимо постоянно обращаться к Богу и стараться ни одной минуты своей жизни не забывать о Творце.
Люди слушали преподобного Серафима не потому, что он пересказывал поучения из книжек, он рассказывал о себе, это он так живет: встает с молитвой, с ней пребывает целый день в труде, и труд не мешает человеку молиться. Даже общаясь со множеством людей, Преподобный постоянно пребывал в молитве, и разговор у него всегда был о спасении души, о Небесных ценностях, о внутренней духовной чистоте.
Часто приходили к преподобному Серафиму Саровскому лукавые, хитрые люди, высоко о себе думавшие, но, видя его простоту, любовь, необыкновенные духовные дары понимали, что те ценности, к которым они привыкли, являются ложными и совершенно ничего не стоят, а являются обманом, губящим нас.
Как-то раз в монастырь пришел один генерал с помещиком Проскудиным, который посоветовал ему зайти к преподобному Серафиму. Генерал сначала небрежно отозвался о святом угоднике, потом сказал: «Ладно, давай зайдем к этому Серафиму». Не успели они зайти, преподобный Серафим бросился в ноги генералу, земно поклонился. Он часто это делал из уважения к людям как к образу Божию. Генерал был в парадном костюме, при орденах, и преподобный Серафим стал его потихоньку спрашивать, за что он получил каждую медаль. Генерал не сумел обмануть. Видя такого необыкновенного человека, он рассказал все хитрости, с помощью которых добился званий и наград. Генерал очень долго плакал в келье Преподобного, сокрушался о том, что совершил. И когда он рассказывал об очередной награде, она сама собой падала. Потом он вышел из кельи Преподобного, Серафим Саровский шел за ним и нес фуражку, в которой лежали лже-награды и лже-почет.
Так и мы ходим со своими «наградами», «фуражками», только никак не поймем, насколько все это лживо, мерзко и низко, ищем этой мерзости и обмана, восхищаемся ими в себе и других. Преподобный Серафим Саровский учил людей своей жизнью, своими словами, что единственно необходимое человеку — это осознать свою внутреннюю нищету, духовную бедность, и через эту нищету с просьбой и мольбой к Богу достичь Царствия Божия. Нам нужно исполнить первую заповедь блаженств, которую слышали сегодня в Евангельском чтении: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).
Прославляя великого угодника Божия, дорогие братья и сестры, постараемся и мы осознать свои немощи. Преподобный Серафим Саровский учил не осуждать ближних и больше смотреть на себя. Забываем мы про себя. Все смотрим на других и видим недостатки. А если смотреть больше на себя и очень внимательно, то ничего хорошего мы в себе не найдем, как и апостол Павел говорит: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18). Уж если он доброго не находил в себе, то как страшно слышать от новоначального христианина, когда он сам себя хвалит! Это просто страшно! Поэтому нам нужно почаще, по завету преподобного Серафима Саровского, смотреть на себя, на свою блудную, греховную жизнь, на свои страсти, никогда не спорить с Богом и Его заповедями ни в храме, ни вне его. Если не можем что-то исполнить, не надо спорить, а просто сказать: «Господи, прости меня за мои немощи, за мои грехи», — не стараясь искать оправданий. С Кем спорить и о чем? Какое безумие! Это безумие Серафим Саровский обличал.
Постараемся и мы, дорогие братья и сестры, приобрести внутреннюю духовную чистоту, узреть Бога, как Его узрел преподобный Серафим Саровский, и тогда сами собой появятся в нас и простота, и любовь к ближним, а многие и многие страсти, которые нас обуревают, будут для нас мерзки и неприемлемы. А Царствие Божие, о котором говорилось сегодня в Священном Писании и к которому призывал Преподобный, для нас начнется еще в сей жизни.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.