Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о мытаре и фарисее. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь сегодня чудесным образом соединила воедино два церковных события: неделю о мытаре и фарисее и память о новомучениках и исповедниках Российских. О мытаре и фарисее мы с вами очень много раз слышали, много знаем о гордеце-фарисее и смиренном мытаре, но никак не можем усвоить, что в нас самих уживаются эти два человека: и мытарь и фарисей. Фарисей, гордый, зазнаистый, который думает о том, что он центр всего мира, и вокруг него все вращается. Даже Господь и тот исполняет его пожелания, и фарисей благодарит Бога только за то, что он не такой, как все. Фарисейство или гордыню можно назвать еще неправильным восприятием самого себя, неадекватным отношением к себе, к окружающему миру. Это постоянно происходит в каждом из нас. Мы очень часто сами не замечаем, как совершенно неправильно оцениваем себя, свои поступки и поведение окружающих нас людей. Фарисейство причиняет нам огромные страдания и боль.
Спаситель пришел на землю, чтобы спасти всех людей, а фарисеи вдруг сказали, что Он общественно опасен. Он творил дела милосердия, исцелял больных, изгонял нечистых духов, а они говорили: в нем бес. «Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе» (Ин. 8:52). Возгордившийся человек не может правильно оценить ни себя, ни окружающий мир. Он несчастен и жалок, как и всякий гордец, но, лишь только мы смиряемся перед Богом и ближними, как мытарь, то вокруг нас мир изменяется, становится родным и близким, таким любимым и необходимым каждому из нас. Гордость может изменять человека так, что пропадают всякие родственным связи, появляется необычайная ненависть. Мы слышали сегодня в молитве к новомученикам и исповедникам Российским об убийстве Каином Авеля. Возгордился, не смог себя правильно оценить, захотел быть первым и убил брата.
В одной пустыне подвизались отец и сын. Отцу стал являться бес в образе ангела, всячески его расхваливал, внушая, какой он подвижник и прекрасный, замечательный человек. Потом, увидев, что отец находится в полной его власти, сказал ему: «Убей своего сына, принеси его в жертву и сподобишься таких же почестей, как и Авраам». Отец приготовил веревку и нож, но сын вовремя заметил и убежал.
В другой пустыне подвизался один монах. Также ему стал являться бес в виде ангела, поучал его, хвалил за подвиги, говоря, что Господь послал его для того, чтобы помогать в великих подвигах и трудах. Подвижника навещал родной отец. Как-то раз отец взял с собой топор с тем, чтобы после посещения своего сына на обратном пути нарубить дров и отнести к себе в келью. Бес явился его сыну и сказал: «Сейчас к тебе придет бес под видом твоего отца с топором для того, чтобы тебя убить. Опереди его, выхвати топор и убей». Лишь только пришел отец, сын выхватил у него топор и убил, и сам был задушен бесом.
В Троице-Сергиевой Лавре в XIX веке появился по рекомендации одного влиятельного человека молодой красивый послушник, который стал очень много молиться, посещал все службы, всегда был на братском молебне, на иноческом правиле. Отец Кронид стал замечать, что этот послушник странно себя ведет: в его глазах появляется необыкновенный огонек прелести. Кронид пришел к нему в келью и стал наставлять: «Ты посещаешь все Богослужения, Литургию раннюю и позднюю, братский молебен, а то послушание, которое тебе дали, ты не исполняешь. За тобой приходится ходить, искать тебя». Молодой послушник оскорбился, обиделся. Прошло немного времени, и вдруг он ворвался в келью к отцу Крониду и начал бить в углу поклоны, молясь на иконы. Кронид заметил его странное поведение и спросил, зачем тот к нему пришел. Послушник ответил: «Ты несчастный монах, давно живешь в монастыре, а я прожил меньше года, и уже мне являются ангелы, я с ними беседую. Я уже так много узнал, сколько ты не познал за всю жизнь. Я пришел для того, чтобы задушить тебя». Отец Кронид, зная, как одержимые бывают сильны, постучал по стене в соседнюю келью, вызывая соседа на помощь. Когда тот вошел, они вдвоем сумели выдворить непрошенного гостя. Тот ушел с ругательствами. Потом через неделю он опять пришел в келью к отцу Крониду и рассказал, что во время молитвы на Литургии на него сошла благодать Святого Духа, и один из монахов даже видел это. Прошло еще немного времени. Послушник опять пришел и сказал, что с ним произошло очередное чудо, а отец Кронид живет, не совершая никаких подвигов, не принося никакой пользы ни себе, ни другим. Пришлось этого несчастного отправить в другой монастырь, Николо-Пешношский. Там его принял игумен, сказав: «У нас и свои такие есть, мы знаем, как с ними обходиться» и дал послушание на ферме убирать за лошадями навоз. Послушник, конечно, обиделся и сказал: «Я такой великий, такие подвиги совершаю! Я, необыкновенный молитвенник, и буду за лошадями ходить?! Да вы что!» Его никто не послушал, и стал он убирать за лошадями навоз, которого было так много, что он не успевал даже помолиться, вечером от изнеможения падал и сразу же мертвецки засыпал. Пропали и всякие видения. Через год ему дали другое послушание: носить муку на хлебопекарне. Оно было немного легче, но все равно тяжелое. Опять ему было некогда думать о своем величии. Постепенно он стал смиряться. Его постригли в монахи и рукоположили во иеродиакона. Лет через десять он встретил отца Кронида. Тот его спросил: «Помнишь ли ты, что с тобой было?» Иеродиакон ответил: «Да, я все помню и только сейчас наконец понимаю, как это было ужасно!»
Сегодня Церковь отмечает память новомучеников и исповедников Российских. До сих пор мы находимся в некотором прелестном очаровании от того, как прекрасна была Россия, сколько было храмов, монастырей, какой был государь и т.п., но на самом деле положение было иным, а такие представления лишь фарисейство, самообман и гордыня. Страна очень долго внутренне умирала. Церковь была обезглавлена, превращена в часть государственного механизма. Чиновники ею распоряжались так, что возражать было некому и разговаривать было не с кем. Император считал Церковь одной из своих структур, которая должна была беспрекословно исполнять все его желания и хотения. Духовенство было в поношении, а до XIX века по закону Российский империи могли даже матушек, жен священников, публично на площади сечь розгами, многие священники были чуть ли не собственностью помещиков, также как и вся Церковь собственностью императора, все это было необыкновенно ужасно. Вроде, было много духовно образованных людей. В Духовных Академиях и семинариях трудилось много преподавателей, замечательных профессоров, читавших отличные лекции, но зачастую ночи напролет проводивших за игрой в преферанс. Была интеллигенция, оторванная от Церкви и духовенства, которая смеялась не только над Церковью, над молитвами, но часто и над Таинствами. Вспомним роман «Воскресение» Л.Н. Толстого, насмешку над Божественной Литургией. Народ спаивали. Объем потребления алкоголя был громадным.
Лишь немногие святые того времени: святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Филарет, митрополит Московский, и другие говорили о бедственном положении в стране, о том, что она идет к своему концу, погибает и уже духовно мертва, а все, творящееся при дворе: бесконечные балы и веселье — это танец без начала и конца у постели умирающего. Всюду господствовала гордость. В стране существовал терроризм хуже, чем сейчас в мире. Десятками тысяч убивали государственных людей так называемые революционеры, которых сейчас именуют террористами. В России действовали десятки террористических организаций, которые фактически управляли обществом, навязывали ему свои жестокие гордые идеалы, устраняя любовь и Божественную благодать. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоривший правду о состоянии страны и всеми силами старавшийся не допустить катастрофы, был объявлен чуть ли не черносотинцем и врагом общества. Но фарисеи ничего не замечают, потому что гордость ослепляет человека. Нужно было десятки лет поработать на конюшне, вывозя навоз, скопившийся на просторах нашей страны, пролить кровь отцов и детей, чтобы немного уразуметь, какие мы грешные, немощные и слабые без Бога, что нет ничего хорошего в нас, как и у Евангельского мытаря, а имеем мы только слабости и больше ничего. Единственная наша заслуга — быть верными Богу до смерти. Как говорят святые, если человек видит в себе только совершенства, то в ближних он видит только недостатки, а, если он в себе видит несовершенства, то в ближних видит достоинства.
С помощью Божией мы все, от малого до великого, увидели, кто мы есть на самом деле и где оказались. Господь нас укрепляет, помогает, но история повторяется не только в странах и народах, но и в каждом человеке, в каждой семье. Если фарисейство побеждает в семье, кто-то вдруг начинает видеть в себе одни достоинства, становится необыкновенно гордым, то разрушается семья, личность и, в конце концов, общество. Поэтому, дорогие братья и сестры, покаяние, мытарево смирение необходимо каждой личности, стране и обществу в целом. Только в этом спасение человечества и отдельных людей. Спасение заключается в нашем смирении пред Богом, послушании Ему и признании своих недостатков.
Сегодня, вспоминая Евангельское повествование о мытаре и фарисее и события недавней Российской истории, постараемся, дорогие братья и сестры, и в своей жизни правильно оценивать самих себя, свои поступки, чтобы трагедия не постигла нашу личность, нашу маленькую церковную общину, семью и все общество.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.