Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 12-ю по Пятидесятнице, на начало учебного года. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Начинается новый учебный год. И все мы должны знать, зачем мы ходим в школу, учимся не только в школе, но и дома, в храме, от добрых людей. Сегодня во время Литургии мы слышали Евангельский рассказ, как однажды к Спасителю подошел отрок и задал вопрос: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16). Совсем юный человек, отрок, а задает такие серьезные вопросы. Сейчас бытует мнение, что не нужно Божественные истины преподавать человеку с раннего возраста. На самом деле, у наших детей очень рано появляются вопросы, которые продолжаются всю жизнь и звучат не только в разуме детей, но и взрослых: «Зачем мы живем? Для чего нужно учиться? А что будет с нами потом? И вообще, кто я такой, кто я такая?» Если на эти вопросы не ответить, то личности из человека не получится. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, говорил, что детей нужно обучать с трех и даже с двух лет, а учить молиться еще раньше.
На вопрос отрока Спаситель отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Это поучение должны запомнить все люди, все христиане с самого раннего детства и помнить до последней минуты своей жизни. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). С этого начинается учеба. Это подтверждение истины, что всякий человек тянется ко всему скверному. Как апостол Павел писал: «знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:12). Причем человек не просто не может быть благим, он и подумать о благом не может. Всякая благость, если даже человек ее совершает, только от Бога происходит. Первый обман, который встречается нам на жизненном пути это, когда еще совсем маленьким детям начинают внушать разные авторитеты: «Вот этот великий, этот знатный, этот ученый, тот обещал то-то, давайте ждать православного царя, который нам всем даст светлое будущее». Никто не благ, кроме Бога, и человек не должен создавать себе кумира ни на земле, ни в водах и поклоняться им . Никаких авторитетов здесь, на земле, нет ни для христианина, ни вообще для человека и не может быть. Маленький ребенок запутывается. Он видит, что хороший натворил плохое, а тот, который еще лучше, поступил еще хуже. Начинается разочарование. Ребенка научили иметь множество кумиров, а потом он начинает узнавать, что они такие ужасные грешники. Он перестает верить вообще людям. Но самое страшное: он перестает верить даже, когда ему говорят о Боге. У человека начинается трагедия.
Наш народ особенно прошел через эту трагедию, когда нам вселялись и сейчас вселяются множество всяких мыслей, кто какой хороший, кто жил, живет, и будет жить, кто нам даст светлое будущее. Сколько авторитетов, ученых, еще кого-то! Мы в этом окончательно запутались и превратились в мелких, ничтожных людишек с кучей идольских, бесполезных и даже вредных, токсичных игрушек, которые уничтожают наш разум, волю, душу, отдаляют ее от Бога.
Раньше учеба в семье начиналась с того, что мама и папа говорили детям, какие они ошибки совершили, что они грешные люди. Родители предупреждали детей, чтобы те не повторяли их ошибок, не создавали себе кумиров даже из папы и мамы, никогда сами не хвалили детей и запрещали кому-либо их хвалить. Это было принято не только в Православии, но и в католических семьях, и даже у протестантов. Поэтому, дорогие братья и сестры, начинать учебу маленького, да и взрослого человека надо с искоренения из ума всех токсичных идолов. Нужно запомнить, что кроме Бога никто не благ. Когда человек это усвоит, он поймет, что кроме Бога никто ему в жизни не поможет. Если он что-то делает благое, то это совершается с Божьей помощью. Сегодня мы читали молитвы на начало учебного года. Да и во всякой молитве говорится: «Господи, направь, вразуми понять волю Твою». Не волю кого-то: партийного деятеля, папы, мамы и так далее, а волю Божью. Бывает, даже родители такие советы дают, что потом это кончается трагически. А они думают, что делают добро. Как апостол Петр подошел к Спасителю, когда Тот стал говорить о Своих предстоящих Страданиях и сказал: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Господь ответил: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Человеческое — это обман, лживость, а Божие может быть тягостным, но оно полезно. Если бы Господь не совершил подвиг Страдания, то для человека вообще бы просвета не было, и Царствие Божие было для него закрыто. Апостол Петр просил, сам не понимая, о чем просит. Так благие советы бывают у всех, в том числе и у родителей. Им надо учиться не жестко командовать детьми, а если и давать совет, то говорить, что это лишь совет, он может быть ошибочным. Даже, когда к преподобному Серафиму Саровскому приходили за советом, он говорил: «Знаете, я тоже ошибаюсь». И он ошибался, и все люди, у всех одна и та же греховная природа.
Учеба должна начинаться в доме с того, чтобы приучать себя, своих ближних, детей к молитве, обращению к Богу, познанию Его святой воли. В молитве на начало учения говорится, чтобы мы учились познавать Его благую волю и достигли Царствия Божия. Много в нашей жизни может встретиться трудностей, но все легко решается только с помощью Божией. Конечно, нужно уважать друг друга, видеть в каждом человеке образ Божий, при этом необходимо знать, что мы исполняем только заповеди Божии и должны любить Бога и ближнего не потому, что нам нравится заповедь, а потому что это спасительно и необходимо. Все остальные знания идут не для души, не для спасения. Они просто дают нам возможность более или менее безбедно, как-то устроившись, жить в грешном мире, добывать себе пропитание, через полученные знания помогать другим и способствовать спасению своей души, если мы будем все делать с молитвой и добрым расположением. Но земные знания не ведут к спасению. К спасению ведет только исполнение заповедей Божиих. Если мы свои знания держим в рамках заповедей Божиих, то они спасительны. Если мы полученные знания не держим в рамках заповедей Божиих, то они губительны для нас. Как нож: можно им и хлеб отрезать, и человека ударить. Отрезать хлеб, чтобы накормить человека, будет для нас спасительное, доброе дело, а ударить ножом — губительно для ближних и для нас, в первую очередь. Все знания, которые получает человек, он должен использовать в рамках заповедей Божиих. Всякий выход из этих рамок — грех. Если человек не знает заповедей Божиих, то он не умеет потом пользоваться полученными знаниями. Он не знает, где граница, которую нельзя переступать, не может ориентироваться в жизни и никак не поймет, почему где-то можно использовать полученные им знания, а где-то нет — это будет нарушением заповедей Божиих.
Так как многое из этого в школах не преподается, родители сами должны знать Закон Божий и учить своих детей, чтобы они с самого раннего детства знали его. Поскольку ребенок прост, и Божественная благодать легко входит в его сердце, он не задает лишних, лукавых вопросов, у него нет той злобы, которая появляется со временем в сердце каждого человека. В чистое сердце входит Господь, как и Сам Он говорит: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Пока дети маленькие, нужно их к этому приобщать. Потом будет сложно осознать и понять Божественные заповеди, придется десятки лет ходить в храм, зубрить одну и ту же молитву, поститься, биться лбом о пол, чтобы дошла какая-то одна истина, которая в детстве могла быть усвоена буквально за несколько минут.
Сейчас ученые говорят, что человек формируется на 70 % до семи лет, и потом он может и 90 лет прожить, изменятся только на 30% его знания, его культура, его внутренний мир. Постараемся и себя перевоспитывать, и своих детей, потому что тяжело отказаться от лживостей, укоренившихся в нашем сердце, от того обмана, который поселяется в нас и удаляет от Бога. Спаситель говорит отроку: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). И этот еще юный отрок отошел с печалью, потому что, как сказано в Священном Писании, у него было большое имение, и он уже прирос не к Богу и Небу, а к земному. Это большое имение наша самость, гордость, идолопоклонничество, пристрастие. У всех нас большое имение появляется очень рано, если нас не отучать от пристрастий. Отрок в Ветхом завете — мальчик до тринадцати лет. Значит, к Спасителю подошел мальчик, которому еще не было тринадцати лет, потому что в Ветхом завете и сейчас в иудействе в тринадцать лет читается молитва, и становятся взрослыми людьми. Может, ему было лет одиннадцать-двенадцать, совсем небольшой, а уже прирос к земному. Конечно, богатство было не его, не о том говорится, что он дворцами обладал. У него были папа и мама, владевшие имуществом, его богатство было страстное, греховное. Отрок уже не смог избавиться от того, к чему пристрастился. Сейчас то же самое происходит. Ребенку всего десять лет, а тяжело с ним разговаривать, он уже невероятно гордый, непослушный. Его сердце далеко от Бога, от добра. Он считает себя ребенком, а сердце наполнено не тем, чем надо. А если постарше, то страсть перерастает в тяжелое хроническое заболевание. Поэтому, дорогие братья и сестры, старайтесь воспитывать себя и своих детей. Почему себя? Потому что многие воспитаны совершенно не в Православии. Может, человеку не двенадцать лет, и не двадцать, не сорок, а уже и шестьдесят и семьдесят, но проблемы стоят еще острее, чем у отроков. Это более застаревшие болезни, и лечить их гораздо тяжелее. Проблема в том, что вся наша греховность отдаляет нас от Царствия Божия. Многие жалуются: «Молимся, а в душе ничего нет, одна пустота». Это не пустота, а просто сердце занято суетой, и никак туда не пробиться ни молитве, ни слезам, ни, тем более, благодати Божией. Все страстное настолько въелось, вросло в наши сердца и души, что мы просто не представляем, как жить по-другому: без страстей, грехов, с Богом. Знаний о Боге не имеем, потому что нас с детства не научили. Нужно учиться всем: родителям, бабушкам, дедушкам вместе со своими детьми. И хорошо, если они нас перегонят, обгонят в добром учении, в навыках для спасения своей души, для того, чтобы вырасти с благородным, а не с лукавым и злым сердцем.
Помолимся, чтобы Господь нам даровал силы и крепость учиться премудрости Божественной и исполнению заповедей Его, чтобы и в наши сердца вселилась благодать Божия, и мы жили не с пустым сердцем, обманом и токсичными идолами, а с радостью, успокоением и наслаждением пребывания с Богом уже здесь, на земле.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.