Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 13-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю подошли фарисеи, законники иудейские, стали подыскиваться и задавать вопросы, откуда у него власть и право учить Богоизбранный народ, Господь рассказал притчу о винограднике и виноградарях. Один Господин насадил виноградник, обнес его оградой, забором, поставил башню, нанял виноградарей, но они оказались неблагодарными: не отдавали Хозяину положенную часть от урожая, побивали Его слуг. «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же» Мф (21:33-36). Он послал Своего Сына, Которого виноградари убили. «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21:37-39). Спаситель спросил законников: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф. 21:41). Сами законники ответили на свой вопрос Спасителю о природе власти: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:42).
Эта притча и о иудеях, и о всех народах, которые жили и живут на земле. Хозяин, Господин, Творец создал виноградник, сотворил прекрасный, замечательный мир, бессмертного человека, Космос, необыкновенную красоту. Из этой красоты люди сделали кровавую баню: стали уничтожать друг друга, придумывают множество способов убивать людей, уродовать природу, ненавидеть себе подобных и, вместо того, чтобы приносить какие-то плоды, виноградник Божий стали уничтожать и выкорчевывать. Этими неблагодарными слугами оказался иудейский народ, которому Господь дал заповеди Моисея, заключил Ветхий завет. Господь пребывал в ветхозаветном храме Своей благодатью, помогая и укрепляя иудейский народ, но, тем не менее, жестокость человеческого сердца превысила Божественную любовь. Они убили Спасителя, не приняли Его.
Что значит не принять Спасителя? Это значит не принять Его учение. Спасителя нет между нами, а мы не принимаем Его учение. Не принимаем того, что Он говорил, заповедовал. И сейчас в виноградник, Церковь Христову, ради которой Господь пролил Свою бесценную Кровь, пострадал, приходит множество людей и задают бесчисленные вопросы: «А зачем? А почему? А для чего это необходимо? А стоит ли этим заниматься, это делать: молиться, поститься?» Бесконечные споры с Богом, отстаивание своих греховных желаний, постоянное отвержение Его учения. То, что делали иудеи. Сейчас это повторяется в каждом из нас. Мы также не принимаем Спасителя, спорим с Ним, не хотим следовать Его учению. Если бы Он появился сейчас среди нас, наши споры с Ним переросли бы в открытое противостояние, и мы оказались среди Его распинателей.
Очень тяжело понять нам всем, что Божественный закон непреложен, его можно или принять или не принять, с ним нельзя спорить, оспаривать, потому что это закон Любви и самопожертвования. Господь сказал, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). А закон человеческий, земной — закон гордости, самости, разрушения и отвержения Божественного. Эти два закона совместить невозможно. Нужно просто принимать закон Божественный и отвергаться себя, как сказано в Священном Писании. Другого пути у людей нет, не было, и не будет. Кто думает, что, придя в храм к Богу, он подстроит учение Спасителя под свою греховную внутреннюю сущность и попытается как-то угодить Ему, договориться с Ним — это самообман и преступление. Апостол Павел говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 13:16). Бодрствовать означает всегда быть готовым к тому, чтобы бороться с собой, с искушениями и соблазнами. Стоять в вере значит быть готовым на самопожертвование, быть мужественным, потому что стояние в вере не может быть без мужества, без готовности на самопожертвование. Нам присуща такая же теплохладность, которая была у иудеев, которые придумывали тысячи всяких поводов для того, чтобы совместить Божественную любовь и человеческую ненависть, которые никак совместить невозможно. И сейчас мы пытаемся поступить так же, ищем какого-то батюшку, который бы потакал нашим греховным слабостям. Это не вера, не стояние в вере, не мужество и не жертвенная любовь. Это самообман. С этим самообманом мы ходим в храм и потом говорим: «У нас внутри ничего нет». Конечно, нет и не будет, потому что мы не приняли Спасителя, Его учение, совершенно отвергшись себя. Мы не приносим никаких плодов, а просто стараемся, пребывая в винограднике Христовом, насытить себя и ничего не отдать Богу. Так же, как поступали неблагодарные иудеи. Эта притча о неблагодарном человеческом роде, о каждом из нас, о нашей слабости, немощи, обманчивости, о том, что мы никак не можем воспринять в себя закон Божественной любви и приходим сюда, в храм, виноградник Христов, не каяться и исправляться, а пребываем в нем со своей человеческой злобой и разрушением. Но Господь сказал, и сами иудеи это подтвердили, что они по своей же злобе сами себя и зле погубили. Это нам предостережение, дорогие братья и сестры, и напоминание о том, чтобы мы посмотрели на себя: как мы существуем в церковной ограде, приносим ли мы плоды, достойные Бога, плоды любви, самоотречения и жертвенности или просто пытаемся взять у Бога побольше, присвоить себе чужое, Божественное, совершенно ничего Ему не воздавая?
Помолимся, чтобы Господь укрепил нас, и мы бодрствовали, стояли в вере, имели мужество принять закон Божественной любви и отвергнуться себя злых, немощных, страстных и разрушительных.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.