Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 15-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

К Спасителю подошел законник, человек, всю жизнь изучавший Священное Писание. Многие из законников знали Ветхий завет практически наизусть. Он задал Спасителю вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:36). Спаситель ответил, что первая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).
Ради этой двуединой заповеди Господь и пришел на землю. Как мы слышали сегодня, в Евангелии говорится, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Мир был создан, как сказано в Священном Писании, по законам любви, потому что все было «добро зело» (Быт. 1:31). Не было в мире ничего злого. Если бы человек жил по закону любви Божественной, то он бы стал бессмертным и телом и вечно пребывал рядом с Богом. Но люди выбрали другой путь: греха, зла, разрушения. Сейчас мир, в котором мы живем, живет по законам зла, эгоизма, гордыни. Для того, чтобы человека воссоздать, вновь вернуть к Богу, к заповеди о Божественной любви пришлось Сыну Божию снизойти на нашу грешную землю и воплотить эту заповедь в Своей жизни, в Своем распятии на Кресте, в Своей жертвенной любви. Если мы посмотрим на нашу Церковь, то вся она создана и зиждется только на основе жертвенной любви Спасителя. Мы причащаемся Тела и Крови, за нас пролитой на Кресте Спасителем Своей жертвенной любовью. Мы исповедуемся, и Господь по Своему неизреченному милосердию и любви прощает нас. Мы что-то у Бога просим, милости, любви к себе и получаем просимое. В общем-то, все заповеди, все, что есть в Церкви, невозможно исполнить без любви. Даже, если мы постимся и не любим пост, то мы не исполняем заповедь о посте. Если мы постимся, то должны это совершать с любовью. Если мы молимся, то должны молиться тоже с любовью к Богу. Если мы исполняем заповедь о милосердии, другие заповеди, то опять с любовью. Поэтому христианство называется религией любви, на которой зиждется все здание Церкви. По-другому быть не может, потому что Царствие Божие существует, и всегда будет существовать на основе одной единственной заповеди о любви. Чтобы человека отвратить от гордыни, злобы, внутреннего эгоизма и вернуть назад к любви, человеку нужно еще здесь, на земле, с помощью Божией, приобщаясь Божественной любви, себя изменять так, чтобы вся жизнь превратилась в исполнение этой заповеди.
В Священном Писании говорится: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею» (Мф. 22:37). «Душой», если бы точно было переведено, означало бы «жизнью», то есть, всей своей жизнью, всем своим существом, во всех проявлениях. Это первая заповедь, которая так необходима всем нам. Причем исполнение этой, можно сказать, двуединой заповеди на самом деле очень легко и просто. Сам Господь свидетельствует: «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30). Если мы забудем о своей гордыне, поймем, что без исполнения заповеди о любви мы не можем стать ни людьми, ни личностями, ни приблизиться к Богу, то ее исполнение будет для нас необходимым. Мы будем исполнять ее с радостью, зная, что, если мы ее исполняем, то мы живем, и перед нами открывается Царствие Божие, вечность общения с Небожителями, с Ангельским миром, с Богом. Если не исполняем, то для нас вечная пропасть, погибель и смерть.
Сегодня, в Неделю перед Воздвижением Церковь в Евангельском чтении напоминает нам о том, чтобы мы, взирая на любовь Христову к нам, приобщаясь к ней в Таинствах, старались и сами жить по заповеди о любви и здесь, на земле, исполняя эту заповедь, насыщались Божественной благодатью и грядущим общением с Богом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.