Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Долгое время на земле многие люди из поколения в поколение вели постоянную борьбу не с внешними врагами, а с самими собой, пытаясь из себя выкорчевывать грехи, страсти и приближаться делами любви к Богу. Так жил один из человеческих родов в иудейском народе, и в нем появился великий Плод борьбы, труда над собой — Пречистая Божия Матерь. Святые праведные Иоаким и Анна более пятидесяти лет жили совместно, очищая свои сердца, свои души так же, как это делали их родители и прародители, пока не появился великий Плод. Он родился в тишине. Не было в то время на земле никаких ярких событий, торжества среди людей в грешном мире. Никто не заметил рождения Божией Матери. Но мы сегодня в праздничном тропаре поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», в котором говорится, что вся вселенная возрадовалась. Вселенная — это не только люди, населяющие нашу землю, но и бесконечный космос, безграничные миры Ангельские. Они-то узрели Божию Матерь, возрадовались о будущем спасении человечества, потому что из Нее должен был родиться Господь, Который снимет с людей греховное проклятие и смерть, даст благодать и жизнь вечную.
Чтобы понять, как чистое сердце воспринимает Божественную благодать, вспомним другое евангельское событие: Божия Матерь после зачатия пришла к Своей сроднице Елисавете. И лишь первые слова приветствия коснулись слуха Елисаветы, взыграл младенец в ее чреве. «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее» (Лк. 1:39-41). Что же произошло? Божия Матерь носила во чреве Сына Божия, и Божественную благодать Елисавета восприняла через слух и передала своему еще не родившемуся младенцу. Он воспринял от матери благодать и возрадовался. Раньше даже среди благородных, благочестивых язычников существовал такой обычай: беременные женщины всячески оберегали свое зрение, слух от всякой нечистоты, греховности. Старались, чтобы вокруг них пребывала чистота, с ними общались хорошие, благородные люди. Даже язычники знали, что еще не родившийся младенец воспринимает от матери все, чем она живет во время беременности: и хорошее, и плохое переходит на младенца. Он рождается или с теми страстями и грехами, которые мать ему передала за девять месяцев, или с благородством, чистотой, которые он также получил от нее.
Сегодняшний праздник нас научает тому, чтобы мы знали, что, если женщина хочет стать матерью, то она должна себя к этому готовить еще до рождения ребенка. Чтобы это дитя было не результатом грехов, страстей, беззакония, злобы и гордыни, а плодом воздержания, чистоты и святости.
Прародители Пресвятой Богородицы именно таким трудом подготовили Ее рождение. Иоанн Креститель через свою мать приветствовал Спасителя. Если мы хотим, чтобы наши дети имели от нас какие-то дары, то должны знать, что они могут получить их только от родителей. Если в родителях нет чего-то, то бесполезно требовать от ребенка, который зачался во чреве матери в ужасных условиях, чтобы он себя хорошо вел, слушался, был радостью для родителей. Мы должны знать, что эта радость не просто ни с того, ни с сего появляется, а является плодом тяжкого труда над собой.
Прославляя сегодня Рождество Божией Матери, Плода трудов многих поколений, дорогие братья и сестры, мы должны знать, если мы сами хотим принести добрый плод в радость себе и ближним, чтобы он воздавал нам то, чему мы его научили, то должны себя воспитывать. Самый большой плод бывает тогда, когда человек рождает дитя и приносит себя и своего ребенка в дар Богу, посвящает Ему. Тогда всегда бывает от этого большая радость и успокоение и родителям и окружающим.
Постараемся, дорогие братья и сестры, трудиться над собой. Если мы не успели своим детям привить какие-то добрые качества до их рождения и в первые годы жизни, постараемся сейчас своей молитвой их хотя бы на какую-то толику изменить, сделать лучше, зная, что все те недостатки, которые они носят — это наши ошибки и грехи.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.