Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Воздвижение Животворящего Креста Господня. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть в мире свет видимый, солнечный, который дарует жизнь живым организмам. Есть свет невидимый, свет Божественной благодати, который проникает в человеческие души, сердца, умы, дает жизнь душе человека, наполняет его красотой Божественной, дарует ему разумение. Эти два света существуют в мире. Есть тьма: тьма без Солнца и тьма без света Божественного, тьма греховная, которая тоже проникает в человеческую душу, сердце, ум, безобразит людей, делает их тела смертными. Это добро и зло, которое человек когда-то решил познать. Тьма, или грех, вошли не только в человеческую природу, но и во весь тварный мир, космос, тот видимый мир, который мы наблюдаем своим зрением. В нем остался свет солнечный, звездный, но пропал свет Божественной благодати. Мир оказался обезображенным грехом, страстями. Не было никакого просвета. Необходимо было этот мир изменить, вновь дать человеку возможность получить Божественный свет, Божественную благодать в свою душу, сердце, иметь радость общения с Богом. Человеку было невозможно совершить этот подвиг, и Сам Господь сошел на нашу грешную землю, в тьму греховную, как сказано в Священном Писании, к людям, сидящим во тьме, для того, чтобы дать возможность обрести свет Божественной благодати, и «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).
Для того, чтобы воссоздать человека, причем воссоздать его внутренне Божественной благодатью, необходимо было победить греховную тьму и смерть, которая властвовала в мире, проявить необычайное мужество, показать пример этого мужества для всех, пример Подвига. Этот величайший Подвиг был совершен Спасителем на Животворящем Кресте. Необходимо было пролить Божественную Кровь, истерзать плоть человеческую, дать возможность человеку насытиться плодами этого Подвига, приобщаясь благодатных Тела и Крови Господних для того, чтобы вместе со Христом, неся свой жизненный крест, идти к будущему воскресению.
Без Креста не было бы и Воскресения. Грех хотел победить Божественную Премудрость, Божественное мужество, но бессмертный Бог, отдав греховной тьме Оброк, Смерть своей человеческой плоти, Воскрес, и в этом Воскресении победа над грехом, тьмой и страстями. Сейчас у нас есть возможность познать, что такое добро, Божественная благодать, Божественный свет, но для этого нужно пройти тем путем, который указал нам Господь, потому что «мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), в грехе. Грех объемлет природу человека, разлагает его тело, когда-то созданное бессмертным. Человеческую плоть уже невозможно было сделать вновь бессмертной, потому что она носит в себе тьму греховную, грех, вошедший в ее природу. Наше возрождение начинается с внутренней сущности: с нашей души, с нашего сердца, с нашего разума. Поэтому очень часто в Священном Писании говорится о борьбе здесь, на земле, Божественного света, Божественного добра и зла мира сего, тьмы греховной. Об этом говорили все святые, и наш русский писатель Достоевский обобщил это в простых словах: «В мире диавол с Богом борется, а поле этой битвы — сердце человеческое». В нашем сердце совершается великая духовная борьба, и мы должны набраться мужества, чтобы понять, что другого пути у нас нет. Христианская религия, Православие — это религия для мужественных. Не для тех, кто боится тьмы греховной, страстей. Кто встает перед ними на колени и ищет по своей слабости возможности войти в Царство Небесное легким путем, не путем подвига и мужества, сораспятия для мира сего, лежащего во зле, тот глубоко ошибается. Господь говорит, кто хочет получить Божественную благодать, радость вечного общения в Небесных обителях с Ним, тот должен отвергнуться мира зла, греха, тьмы, отвергнуться себя, потому что этот мир — мы. Каждый из нас — это маленький космос, наполненный грехом, поэтому нужно отвергнуться своих страстей, бороться с ними, мужественно идти за Спасителем со своим крестом, потому что крест ведет нас к будущему воскресению в блаженной вечности. «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 19:24). Если мы не пойдем этим путем, то остается другой путь — путь греха, тьмы, вечных мучений, жизнь без Бога, без Его благодати. Конечно, большинство людей слабые, немощные, которые плачут о тьме греховной, жалеют себя, свою плоть. Но она все равно умрет, потому что в ней уже лежит грех, она есть плод греха. Это не плоть, созданная Богом, а измененная грехом. Когда наши воссозданные души воскреснут, они получат иную плоть, безгрешную. Плод не греха, а духовного Божественного дара для тех, кто потрудился ради Бога, вместе с Ним поднялся на свою маленькую Голгофу, мужественно перенес свои страдания и скорби в борьбе с самим же собой, со своей личной тьмой, и оказался победителем.
Сегодня Церковь, прославляя Крест Господень, призывает каждого из нас к великому, мужественному подвигу. Мы должны знать, что Православие не для слабых, трусливых, а для любящих Бога и мужественно за Ним идущих. Поэтому сегодня, как символ отказа от грехов, тьмы, удовольствий греховной плоти, Церковь установила день строгого поста, показывая нам, что это истинный путь борьбы и нашего шествия за Христом.
Прославляя Животворящий Крест Господень, дорогие братья и сестры, уясним, Крест — это не только любовь Божия к нам, грешным, но и необходимая наша жертва и любовь к Богу. Мы должны насладиться теми Божественными Дарами, которые Господь через Свои Страдания даровал нам, немощным и греховным, для того, чтобы Они вошли в наши души, и стали залогом нашего воскресения, которое зародится внутри нас через Божественную благодать и освятит и облагородит нашу телесную плоть.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.