Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. Сретение Господне. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне празднуемое Церковью Сретение Господне произошло по ветхозаветному закону на сороковой день после рождения Спасителя. Родители обязаны были принести младенца в Иерусалимский храм и там за него принести жертву. Богатые приносили много, бедные меньше. Так как праведный Иосиф и Божия Матерь не относились к числу богатых, то они пожертвовали две горлицы, вид небольших голубей, которые обитают на Ближнем Востоке. «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22-24). Голуби сразу же были выпущены на свободу. Чтобы встретить Спасителя, в храм пришел преклонный старец Симеон, один из семидесяти переводивших ветхозаветные книги с еврейского на греческий язык. Симеон, переводя книгу пророка Исаии, засомневался в том, что от Девы может родиться Младенец, и по ангельскому пророчеству не должен был умереть, пока не увидит своими глазами Отроча, рожденное от Девы. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» (Лк. 2:25-27).
Старцу уже было больше трехсот лет, он являлся как бы живой историей израильского народа. Почти четыре века Симеон жил, видел многие исторические события, которые происходили на его глазах, но ждал самого главного: пришествия в мир Христа-Спасителя. Придя в храм, старец Симеон узрел и ту Деву, в Которой сомневался, и Младенца, появившегося от Нее на свет, и произнес слова, которые сейчас ежедневно поются в Церкви за Богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2:29-32). Он предсказал Божией Матери, что через Своего Младенца Она испытает сильные скорби, как будто мечом пронзят Ее душу. «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35).
Это событие, дорогие братья и сестры, с одной стороны показывает окончание истории Ветхого Завета, а с другой начало Нового Завета, новой жизни человечества. С приходом Спасителя закончилась эпоха страданий человека, и появилась возможность обрести здесь, на земле, радость встречи с Богом. Долгое время люди жили на этой грешной земле далеко от своего Творца, несли многие страдания и скорби. Грех мучил людей, ни у кого не было никакой возможности эти страдания прекратить, и лишь Господь, с Которым ранее невозможно было встретиться, принес в сердца человеческие радость, прощение и облегчение.
Церковь показывает нам сегодня на примере блудного сына, как тяжко было человеку вдали от Бога. Так и нам бывает очень тяжело, когда мы в себе, в своем сердце, не обретаем Его. Даже, когда мы приходим в Церковь, нам кажется, что Господь где-то далеко, вне нас. Мы не в состоянии увидеть Его внутри себя, в своей душе, в своем сердце, не можем с Ним встретиться. И вот на землю пришел Спаситель, любящий всех нас. Любовь — это значит терпение, и мы знаем, что Господь долготерпелив, как и отец, который долго ждал своего блудного сына, это и прощение, потому что Любовь прощает всех и все любому согрешившему, это и радость оттого, что мы наконец-то обретаем любящего нас Бога. Церковь показывает нам на примере блудного сына, насколько радостна бывает для нас встреча с Богом и пребывание вместе с Ним. В истории множество примеров, когда люди, христиане, живущие и обретающие в своем сердце Бога, несмотря ни на какие испытания и тяготы, встречающиеся в жизни, всегда были радостны, светлы, несли в своем сердце радость общения с Богом.
При Юлиане отступнике были закрыты многие христианские храмы. Люди выходили молиться на поле, где собирались вместе. Юлиан отступник повелел одному из своих военачальников собрать воинов и пойти умертвить всех христиан, которые соберутся на поле. Военачальник был добрым человеком, поэтому потихоньку объявил христианам, что для них готовится казнь, и предупредил, чтобы они не приходили молиться на это поле. Поле окружили воины и вдруг увидели идущую женщину с ребенком на руках. Она прошла на поле. Военачальник встретил ее и спросил: «Зачем ты сюда пришла? Ты разве не слышала, что все христиане, которые сюда придут, будут убиты?» Она ответила: «Да, я слышала об этом и наоборот поторопилась сюда, потому что хочу пострадать за Христа». — «А зачем же ты несешь с собой младенца?» — «Я хочу, чтобы и он тоже пострадал за Христа». Когда военачальник услышал от женщины эти слова, он распустил своих воинов, пошел к Юлиану отступнику и сказал, что не будет выполнять его приказ.
Чтобы ощутить Любовь Божественную, нам нужно со своей стороны проявить любовь к Богу, и об этом говорит Сам Господь: «Сын мой! отдай сердце твое Мне» (Притч. 23:26). Если мы будем иметь любовь к Богу, как сказано в Священном Писании, даже с горчичное зерно, то у нас никогда не появится вопроса: «А зачем нам необходим пост? А для чего мы молимся, исповедуемся и причащаемся?» Господь уже проявил к нам Свою огромную Любовь в Своих Страдания за нас, пролитии Крови и Крестной смерти. Наша ответная к Нему любовь лишь доказательство того, что мы не напрасно носим имя христиан.
Мы, дорогие братья и сестры, живя на земле, можем встретить Бога во многих обстоятельствах. Можно встретить Его в том, кто нуждается в нашей помощи, и оказать ему милость и помощь. Можем кого-то накормить, одеть, посетить в больнице. Можем прийти в Храм помолиться, пообщаться с Богом в Таинствах, прикоснуться к Его благодати, Любви и ощутить в своем сердце радость встречи с Богом. Встреча с Ним всегда радостна, и можно легко узнать, что нас посетил Господь, по той радости, которую мы ощущаем внутри себя.
Сегодня, отмечая великий двунадесятый праздник Сретения Господня, дорогие братья и сестры, постараемся обретать в своем сердце, в своей душе, любящего нас Бога, чаще с Ним общаться через наших ближних, в Таинствах исповеди и причащения, чтобы и в нас всегда пребывала радость встречи с Господом и Спасителем нашим.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.