Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю по Воздвижении Животворящего Креста Господня. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь сегодня обращается к нам всем с призывом идти за Ним, отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом. «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Мы приходим в храм и задаем часто множество вопросов, просим у Бога помощи в наших скорбях, болезнях, умоляем, чтобы Господь облегчил нашу жизнь, спорим с церковными правилами, которые кажутся нам тяжкими. Но мы бываем часто далеки от Бога. Мы боимся услышать Его слово, Его вопрос к нам. Когда Господь жил на земле, ходил по ней, многие Ему задавали вопросы. Иногда Он отвечал вопросом на вопрос, и на Его вопросы обычно никто не отвечал. Так и нам на Его обращение к нам, Его вопрос нечего ответить. Поэтому мы хоть и просим многое у Бога, обращаемся к Нему, но боимся, чтобы Он был рядом с нами, близко к нам, страшимся услышать Его голос, последовать за Ним. Потому что, когда Он рядом с нами, появляется ответственность. Мы должны менять свою жизнь, по-другому посмотреть на себя: на свое поведение, поступки, слова. На свою жизнь. Мы должны по-другому оценить самих себя изнутри, и нам необходимо меняться. Это нас часто страшит. Этого мы боимся. Мы хотим, чтобы Господь был где-то вдалеке, а мы к Нему только обращались со своими вопросами, просьбами, спорили с Ним, не слушались Его и не слышали Его.
Сегодня мы слышали обращение Спасителя к нам, что тот, кто хочет быть близко к Нему, рядом с Ним, (а это по желанию, конечно, если человек не хочет, то насильно Господь к себе никого не призывает), тогда нужно отвергнуться себя. Отвергнуться в каком смысле? Отвергнуться желания прожить без Бога. Отвергнуться желаний к себе нежности, самолюбия. Очень часто мы воспринимаем все совершенно наоборот. Например, грех нам кажется необыкновенно сладостным и приятным. А на самом деле, он губителен и смертелен для нас. Так и наша нежность к себе, самолюбие, эгоизм, гордыня, наши страсти — это то, что нас губит. Их нужно отвергаться, потому что борьба со страстями благо и радость. Если человек отвергается себя, начинает любить своего Творца, отдавать себя Богу и ближним, то он понимает, что большей радости на земле и быть не может. Любовь живет только тогда, когда она себя отдает другим. Когда она замыкается сама в себе и не отдает другим, то она просто умирает. Она не живая, а мертвая.
Мы не понимаем, что такое Царствие Небесное, а оно для нас является величайшим благом, которого мы сами отвергаемся, не идя за Богом, за Христом. Царствие Божие начинается в нас еще здесь, на земле, потому что, когда мы отвергаемся самолюбия, эгоизма, нежности к себе, гордыни, слушаемся Бога, начинаем Его любить, то Господь Сам вселяется в наши души. Жизнь христианина становится не жизнью в самом себе, а жизнью со Христом. Как апостол Павел писал: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Потому что он жил жизнью вместе с Богом не по своим желаниям и хотениям, а по любви к Богу, по Его заповедям. Это вселение в нас Христа, благодати Божией, Царствия Небесного, начинается здесь, на земле. Если мы не противимся, чтобы Господь был с нами, а очищаем себя, то Он Сам входит в наше сердце, в наши души, возжигает их, они начинают гореть.
Вспомним Еммауских путников. Они шли, встретили Христа, беседовали с Ним. Потом Он вдруг им открылся. Они сказали, что сердце внутри их загорелось. «И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32). Загорелось, когда они Его узнали, познали, что это Господь. Когда любовь Божественная вошла в их сердца, они ощутили Божественную благодать. Когда христианин начинает жить в Божественной благодати вместе со Христом, это становится необычайной радостью для него и драгоценностью. Как Господь говорил: «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:46), так и христианин, обретший Христа, ради Него оставляет все.
Один из святых говорил: «Когда я схожу со креста, то остаюсь без Христа». Радость шествия вместе с Богом со своим крестом, который несешь уже не ты один, а вместе со Христом, соединяет христианина, человека с Богом, со Спасителем, распятым и пострадавшим за нас. Чем выше подвиг христианина, тем больше Господь входит в него, тем более жизнь последователя Христа становится жизнью вместе с Богом.
Сегодня, дорогие братья и сестры, слушая обращение к нам Спасителя оставить внутренний эгоизм, гордыню, противление Богу, и воспринять в себя Христа, постараемся и мы любить Бога, жить по Его заповедям, чтобы огонь Божественной благодати возгорелся и в наших душах и сердцах.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.