Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 18-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель однажды проповедовал на берегу Галилейского озера. Людей было так много, что они Его теснили. Тут же находились две лодки. В одну из них, рыбака Симона, Спаситель вошел, отплыл несколько от берега и поучал народ. После поучения Господь повелел Симону закинуть сеть. Тот ответил: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Закинув сети, рыбаки уже не могли их вытащить от множества рыбы. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5:6). Позвали еще одну лодку, наполнили обе лодки так, что те начали тонуть. «И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:7). Ужас охватил видящих этот улов, а Симон Петр упал в ноги Спасителю и взмолился: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). «Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк. 5:9). После этого апостол Симон, впоследствии Петр, два брата Иаков и Иоанн оставили все и пошли за Спасителем, Который сказал Симону: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10).
Таково сегодняшнее евангельское повествование. Оно говорит нам о том, что у каждого человека есть свое послушание перед Богом. Не может быть всех людей на земле равных. Вот и Спаситель говорит Симону: «Будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Не каждый уверовавший во Христа, а те, кого Господь избрал: апостолы, их последователи, ученики Спасителя, станут ловцами людей. О чем же, о какой ловле, говорил Спаситель? Есть несколько видов добродетелей. Есть добродетели внешние, материальные, вещественные, телесные, когда помогают ближнему вещами, питают, посещают в больнице, ухаживают за немощными. Человек состоит из тела и души, поэтому милостыня тоже бывает как телесная, так и духовная. Духовная милостыня, когда человека наставляют в истинах веры, утешают в скорби, вразумляют, молятся о нем, дают поучения для спасения его души, помогают следовать за Христом.
Спаситель сказал Петру: «Будешь ловить человеков» (Лк. 5:10), приводить людей к Богу, к вере во Христа, помогать спасению души и достижению ими Царствия Божия. Духовная милостыня гораздо выше, к ней призваны церковные служители и те, кто учится для того, чтобы наставлять ближних в истинах веры. К этому призваны и христиане, которые воспитывают детей, они должны их приводить к вере, учить проводить свою жизнь в добродетелях, молитве, послушании Богу. Духовная милостыня касается и тех людей, которые нас окружают и судят о нашей вере по нашей жизни.
В то же время сегодняшнее повествование рассказывает нам и о том, что мы должны быть послушны своему Творцу, исполнять свои обязанности и знать, что без Бога и Его помощи ничего не можем совершить. Всю ночь трудились рыбаки Симон, Иаков и Иоанн и не поймали ничего. Вышли, чтобы высушить, промыть сети, но по слову Спасителя закинули их вновь уже днем, когда собрался народ, и в сетях оказалось множество рыб. Это говорит о том, что наш труд, если он не вместе с Богом, вопреки Его заповедям, Его установлениям, а с надеждой только на себя, на свои силы, бывает бесплоден и даже иногда вреден. Из истории с самого сотворения мира мы знаем много примеров, когда люди хотели что-то сделать без Бога. Диавол захотел что-то построить без Бога, лишился всего, оказался в преисподней. Люди захотели жить без Бога, оказались в грехе и подвержены смерти. Человечество захотело возвыситься, построило вавилонскую башню, чтобы забыть о власти Бога; башня разрушилась, и сейчас не могут найти даже место строительства. Сколько было стран, государств, которые жили по своим законам, как сейчас говорят, по нашим человеческим ценностям, которые на самом деле не представляют никакой цены, и все разрушалось, оказывалось не на пользу обществу, людям. Все, основанное не на заповедях Божиих, а вопреки им, не помогало человеку приближаться к Богу, а удаляло от Него. Поэтому дело рук человеческих разрушалось и разрушается.
Мы должны знать: без Бога мы не можем совершить самой малости, даже накормить себя, как евангельские рыбаки поймать рыбу, чтобы утолить голод. Без Бога человек не может сделать в жизни ничего хорошего. В то же время мы видим, что Господь много поучал народ. Он говорил о высоких истинах, произносил хорошие слова о заповедях Божиих, об их исполнении, все слушали, внимали Ему. И Симон, Иаков, Иоанн, когда слушали Его слова, относились к Нему с уважением, называли Наставником, думали, что Он какой-то умный, образованный Человек. Но, когда Он совершил чудо, проявил Свои слова на деле, они пришли в ужас, и апостол Симон, тогда еще рыбак, упал перед Спасителем и сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).
И в нашей жизни, дорогие братья и сестры, нужно не просто говорить об истинах веры, декларировать их, называя себя христианами, а совершать те дела, о которых мы рассказываем. Совершать маленький подвиг. Он может больше вразумить окружающих, чем наши многочисленные слова. Если жена будет очень долго ругать пьяного мужа, говорить о христианских истинах, он ничего не поймет. Но, если она благоговейно промолчит, помолится о нем, с любовью к нему отнесется, то он, увидев это, может быть, скорее ее услышит и поймет. Если мы своим детям, вместо того, чтобы много им рассказывать о каких-то духовных ценностях, будем просто показывать образец в молитве, посте, отношении к людям, к вещам, к жизни, наглядно исполнять заповеди Божии, то это будет лучше любой проповеди.
Мы должны так же, как Спаситель соединять свою проповедь с делами, чтобы они были подтверждением наших слов. Тогда она будет действенна, и многие услышат нас, и мы станем, как последователи Спасителя, ловцами человеческих душ. Потому что проповедь Евангелия — это та сеть, в которую попадают человеческие души. Они попадают в Церковь Христову. Здесь они получают все потребное для своей внутренней духовной жизни, общаются с Богом, начинают понимать Небесные духовные истины. Нам, пребывающим в лоне церковном, нужно помнить о том, что и мы, слушая слова Спасителя, должны их исполнять в своей жизни. Мы должны показывать добрый пример для того, чтобы те, кто нас окружают, приходили к Богу, становились Его учениками и последователями. И, когда Господь призовет нас к Себе, мы смогли ответить Ему не с ужасом, как рыбак Симон, а подвигом жизни и услышим глас добрый и милостивый, потому что мы старались исполнить Его призыв и евангельское учение.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.