Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды, сказано в Священном Писании, Господь проходил по городам и весям, проповедуя Свое учение, и рассказал притчу о сеятеле. «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8:5-8). Сам Спаситель разъяснил эту притчу. Семя — это слово Божие, а почва — души человеческие, которые бывают разные. «Семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:11-15).
Поучение Спасителя нам показывает необходимость того, чтобы в наши сердца, наши души, нашу внутреннюю почву сеялось слово Божие. Оно должно сеяться как можно раньше, пока там не появились вороны, не поселился лукавый дух; пока наша душа не стала проезжей дорогой, где бушуют ветры и бури страстей, не превратилась в камень, в котором нет ни капли любви и милосердия, и в ней не произросли многочисленные страсти греховные как терние и волчцы.
Благодатная почва обычно бывает у детей. Если мы почитаем жития святых, посмотрим на их воспитание, то узнаем, что матери еще во чреве носили их в храм, где они слышали слово Божие, и эти семена попадали в их чистые души. Пока они были младенцами, родители также приносили их в храм, и слово Божие попадало на благодатную почву. Когда человек взрослеет, то он познает не столько доброе, сколько злое. В него вселяются житейские пожелания, страсти, грехи, и его душа уже не так воспринимает слово Божие, как чистое младенческое сердце, как душа, не отягченная многими страстями. Поэтому многие святые с детства пребывали в храме: святитель Николай, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие. Святой великомученик Пантелеимон совсем молодым услышал слово Божие и сразу уверовал во Христа.
Тяжело бывает, когда мы приходим в храм с определенным грузом грехов, страстей. Слово Божие несет в себе любовь Божественную, милосердие, дает душе человека мир. А если в этой душе не осталось даже просто человеческой порядочности, то тяжело воспринять любовь Божественную, понять милосердие Господа, получить внутреннее успокоение. Необходимо прикладывать усилия. Нужна внутренняя борьба, борьба тяжелая. Она должна сопровождаться желанием себя изменить, выкорчевать страсти, терния, волчцы, утихомирить ветер страстей и бурю внутренних грехов, смягчить свое каменное сердце состраданием и любовью. Эта борьба должна быть мужественной, и каждому человеку необходимо готовиться к ней, к трудностям, может быть, даже к каким-то внешним потерям ради внутреннего приобретения, стяжания Христа. Вот о чем говорит сегодня в Евангелии Спаситель. Если мы почитаем жития святых, увидим их подвиги: как они себя изнуряли, закапывали по шею в землю, жили под землей в маленьких пещерах, уходили в пустыню, не ели, не пили, то все это лишь внешние проявления внутренней борьбы для очищения себя, своего сердца, своей души ради познания Бога, усвоения Его любви, соединения с Ним.
У каждого этот путь свой. У кого-то, может быть, он легче, если в нем участвовали его родители, у кого-то тяжелее, если человек испорчен житейскими невзгодами, различными грехами, помощью так называемых друзей, подружек, «благодетелей», которые приучали к страстям, злым удовольствиям, помогали удалиться от Бога. У таких людей путь более труден. Поэтому-то христиане всегда читали жития святых и их жизнь примеряли на себя, находя что-то похожее: сколько человек в жизни претерпел, может быть, согрешил, а потом сколько себя исправлял. Пример для себя мы всегда можем найти для того, чтобы иметь перед собой образец, которому можно подражать в своем исправлении и приближении к Богу. И, конечно же, каждому христианину необходимо читать Священное Писание. Это и есть то слово Божие, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Его нужно читать, когда ребенок еще не родился. Когда он мал и еще не понимает смысла, ему нужно читать слово Божие, чтобы он слышал, и семя сеялось в его душу. Когда ребенок научится читать, ему необходимо ежедневно, обязательно стоя, если это Евангелие, читать слова Спасителя, обращенные к нам. Преподобный Серафим Саровский каждый день прочитывал одного Евангелиста, за неделю — весь Новый Завет. Он практически знал его наизусть, но все равно сеял доброе семя и любовь Божественную в свою душу, чтобы она не очерствела, не превратилась в дорогу или в камень.
Сегодня, слушая слова Спасителя, дорогие братья и сестры, постараемся и мы сеять в свое сердце семя слова Божия, несущее любовь, мир и утешение нашей душе, очищая себя для того, чтобы оно принесло в наших сердцах сторичный плод.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.