Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь в Священном Писании приоткрывает нам тайну будущей жизни. Рассказывается о богаче и Лазаре. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:19-26).
В этих двух людях находится все человечество. Богач — символ грешника. Придет время, когда грешники будут осуждены Богом, а праведники, которых олицетворяет Лазарь, возлягут вместе с Авраамом на его лоне.
Слушая это евангельское повествование, мы думаем, почему и за что один попал в ад, другой в рай, как нам нужно жить, чтобы не оказаться в месте мучения? Что необходимо делать, чтобы достичь Царствия Божия? В общем-то, по своей простоте многие думают, что все грехи богача состоят только в том, что он был богат. На самом деле, это не так. И Авраам, на лоно которого попал нищий Лазарь, был тоже очень богатый человек, и Иов, который имел несметные стада животных, множество земель, был очень богат, но они оказались в Царствии Божием. Богач символизирует людей, которые все, что имеют здесь, на земле, много или мало, вкладывают только в себя, а не в Бога богатеют. Богач одевался блистательно, пиршествовал со своими друзьями, совершенно не замечая нужду окружающих его людей. Человек может быть и не богатым, но жить только для себя, все, самое малое, вкладывать в себя, не видя никого нуждающегося, не замечая чужие немощи, людей, к которым необходимо проявить любовь и милосердие. Евангельский богач жил только для себя, совершенно не замечая Лазаря. Наверное, поэтому и появился Лазарь, чтобы показать, насколько этот человек жил сам по себе, отрешенный от всего, не имея в своем сердце никаких добрых чувств. А Лазарь, несмотря на бедность, был добродетельным. Сколько людей, которые, может быть, совершенно ничего не имеют, но носят в своем сердце злобу на весь мир, осуждают всех, ненавидят многих, бросают камни, как мысленные, так и настоящие в тех, кого видят, замечают в жизни все плохое. Лазарь, несмотря на то, что лежал в струпьях, и псы лизали его раны, видел богача, но совершенно его не осуждал, в своем сердце имел мир, молился Богу и был добродетелен по своему внутреннему чувству, по своей душе, в которой не было ни гордыни, ни злобы.
Священное Писание нам показывает, что человек должен жить не для себя. Как Авраам, который был богат, но его богатство принадлежало не ему. Как сказано в Священном Писании, оно принадлежало странникам: он питал людей, проходящих мимо, не для себя употреблял свое имущество. Праведный Иов тоже помогал нуждающимся, тем, кто был обездолен, замечал чужую нужду и старался все, что имеет, отдать тем, у кого ничего нет, и кому что-то необходимо для жизни.
В одной местности жил зажиточный крестьянин, который имел много земли, выращивал урожай. Скупал, когда был хороший урожай, пшеницу у других, а потом продавал ее, никому не уступая ни копейки, как можно дороже. Так он жил долго, скопил много денег. Однажды у него был хороший урожай, и он закупил много зерна, продал его очень хорошо. Ночью из его комнаты, в которой он жил отдельно от всех и там же хранил свои деньги, чтобы никто не знал, где они лежат, дети услышали сначала какой-то очень громкий крик, а потом истерический хохот. Они открыли дверь, зашли и увидели, что одна половица поднята, оказалось, их отец хранил деньги под полом в сундучке, а он стоит рядом с сундучком и истерически смеется. Все деньги, которые находились в сундучке, изгрызли мыши, да так, что осталась одна труха. Несчастный сошел с ума и потом оказался обузой для своей семьи, прожил еще лет восемь в совершенной нищете, потому что все деньги оказались непригодными, и их сожгли и выкинули.
Так человек богатеет в себя, для него бог — это он сам. Он не видит, кроме себя, никого и ничего, до него невозможно достучаться. Как в сегодняшнем евангельском чтении говорится: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). На самом деле, сколько бывает случаев, сколько происходит ужасных событий в жизни, сколько различных людей, с которыми совершаются самые невероятные вещи, а они не воспринимают вразумления, их сердце ничуть не смягчается, не изменяется. В Откровении даже написано, что, когда Ангелы, будут выливать чаши гнева, огонь будет жечь людей, и различные язвы появятся на теле человека от этих чаш гнева, все равно люди будут хулить Бога и не станут отвращаться от своих беззаконий. В своем грехе люди доходят до безумства. Как евангельский богач, который думал, что вечно будет в порфире, окруженный жирными яствами, а оказалось, что это время очень быстро кончается.
Христиане и в первые века, и в последующие всегда знали, что многими скорбями человеку надлежит войти в Царствие Божие. А скорби бывают двух видов. Есть скорби от диавола, от духов злобы. Когда человек уходит из мира в отшельничество, пустынничество, затворничество, столпничество, тогда он воюет с нечистыми духами. Эта борьба очень тяжела, потому что коварство злых духов, их изощренность и жестокость превышают всякое человеческое понятие. Бывают скорби другого вида: от людей. Когда человек или идет в монастырь и живет там с братией, или остается в миру. Каждого христианина, так же, как и праведного Лазаря, будут сопровождать эти скорби всю его жизнь. Необходимо готовить себя к тому, что кто-то будет нами пренебрегать, кто-то будет брезговать, кто-то просто будет нас не замечать, не видеть наши нужды. Но для нас, так же, как и для Лазаря остается утешение от Бога, Его помощь, Его милосердие, Его будущие нам награды.
Слушая Священное Писание, дорогие братья и сестры, постараемся и мы жить не для себя, а для Бога, независимо оттого, что и сколько мы имеем, терпеть различные испытания и скорби, потому что они все равно будут нас сопровождать, где бы мы ни были. Многие приходят в храм и думают, что здесь такая тишина. Нет, скорби от людей всегда и везде были, есть и будут. Просто в Церкви мы обретаем Бога, Который оказывает нам помощь в перенесении этих скорбей. В храме мы узнаем, для чего мы трудимся над собой, терпим различные испытания, болезни, немощи, потому что конечная их цель не здесь, на земле, а в будущей жизни. Если мы хотим оказаться вместе с Авраамом и Лазарем в Царствии Небесном, то нам необходимо нести свой жизненный крест с надеждой на Бога и на Его помощь.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.