Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 25-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Часто в Священном Писании Спасителю задают один вопрос: «Что делать, как жить, чтобы наследовать жизнь вечную?». И сегодня мы слышали в евангельском чтении, как однажды «Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25).
Этот вопрос задает себе каждый человек. Может быть, он заключается в других словах: «Правильно ли я живу? Какова цель моей жизни? Зачем я живу?» и тому подобных, но суть их одна. Она состоит в том, что человек на земле чувствует себя временным пришельцем и ищет постоянного прибежища. Господь спрашивает законника, какие заповеди самые главные в законе. Тот очень правильно отвечает, что первая заповедь о любви к Богу, вторая о любви к ближним. «Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:26-27). Только законник никак не мог понять, кто его ближний, и, вообще, что такое любовь? «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10: 29).
Мы все, люди, живущие в мире грешном, дары, которые нам дает Господь, тратим на свои удовольствия, соблазны, утешения, земные радости, как мы их понимаем, забывая о том, что должны возвращать их Богу. Только Господь является источником благодати, всякой радости, успеха, как здесь, на земле, так и в будущей жизни. Мы, стараясь себя оправдать, находим для этого разные причины. Мы не видим своего ближнего, ищем свою веру, национальность, людей, похожих на себя, тех, которые нам нравятся. Ищем причину, за что человек недостоин нашей любви и внимания, тем самым оправдываем свой грех, нарушение заповедей. Грех у человека начался с того, что он отверг любовь Божию, перестал любить своего Творца, и в его сердце появилась вражда ко всем: брат возненавидел брата, ближний не любит своего ближнего. А источником единства является Господь.
Сейчас мы в слово «любовь» вкладываем самые разные наши греховные земные понятия, которые совершенно не соответствуют понятиям любви к Богу и ближнему. Источником любви является только Господь. В нас самих вообще нет никаких добродетелей, тем более, любви. Господь как огромный океан любви раздает ее ангельскому миру и людям. Если у человека появилось в сердце какое-то добро, то, как говорили святые, это не от нас, а от Бога. Это любовь от Бога. Если мы получаем от Него благо, Его любовь и возвращаем Ему в молитве, добрых делах, проявлении этой любви к ближнему, тогда в нашем сердце появляется радость. У человека, совершившего дело любви, не возникает никакой необходимости что-то за это иметь, потому что он уже награжден Богом. Господь посылает ему еще больше, чтобы он по своей возможности совершал еще и еще добрые дела. А, так как все люди, независимо от нации и веры, являются детьми Божиими, то, естественно, все мы являемся ближними. Все мы — чада одного Бога и, как бы мы сами себя не разделяли, как бы не пытались вложить в свое сердце вражду и ненависть к другим народам, верам, национальностям, все это только доставляет мучения нашему сердцу и удаляет от Бога и от жизни вечной. Господь, к которому обратился законник, пришел для того, чтобы собрать всех воедино. Сделать это может только любовь, поэтому Господь отвечает законнику: «Иди и тоже твори дела любви, поступай, как самарянин, у которого нет никаких преград для добрых дел, в сердце нет злобы на иноверцев, на другую национальность, еще на что-то, который просто милосерд». «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37). Эта милость от Бога и она бесконечна. Мы видим, дорогие братья и сестры, как бы ни пытались люди по своей злобе разделяться, забирать у других что-то, всегда превосходнее тот, кто более милосерд, добродушен и милостив.
У одного отца было несколько сыновей. Самый старший был тихий, спокойный, не пил вина, не ругался. Младшие братья были более бойкие. Отец заставлял старшего найти какую-то светскую работу, а того тянуло в монастырь. Он любил молиться, уединяться. За это отец его часто ругал. Когда он был при смерти, соседи собрались и сказали: «Пойдем, поговорим с этим родителем, потому что он наверняка обидит своего старшего сына, такого тихого и добродетельного, чтобы он ему дал часть положенного наследства». Отец был богатый человек. Люди пришли к нему и стали просить, говоря: «Ты уже плохо себя чувствуешь, не обижай своего старшего сына. Мы пришли тебя попросить за него». Отец говорит: «Позовите его сюда». Позвали старшего сына, отец упал ему в ноги и сказал: «Прости меня, сын, за то, что я тебя обижал. Я был неправ, а ты будешь хозяином в доме и, как скажешь, так и будет. Кому ты что дашь, тот то и получит,» — и вскоре после этого скончался. Старший сын разделил имение братьям, свою часть раздал неимущим, пошел в монастырь и вскоре там блаженно скончался.
Человек, который любит Бога, стремится к Нему, понимает, что выше всех земных ценностей, материальных благ и человеческих удовольствий духовные ценности: любовь, добрые дела, которые возвышают его над всем грешным миром, всей низостью и испорченностью. Господь нам всем сегодня говорит, для того, чтобы быть достойным Царствия Божия, необходимо вспомнить о духовных ценностях, любви, добрых делах, милосердии. Потому что, если мы любим Бога, то будем и молиться с усердием, не отвлекаясь, а с желанием и радостью, стараясь каждую свободную минуту, любую возможность посвящать Богу. Если в нашем сердце есть любовь, то она проявляется и к нашим ближним, потому что доброту и милосердие скрыть невозможно. Сердце живет, и эта жизнь проявляется в добрых делах.
Слушая сегодня слова Спасителя, дорогие братья и сестры, постараемся и мы не забывать о духовных ценностях, о том, что мы получаем их от Бога и, возвращая Ему и своим ближним, приобретаем гораздо больше того, что имеется в жизни временной, ибо получаем жизнь вечную.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.