Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами слышали краткую, но емкую притчу Спасителя о безумном богаче, у которого уродился урожай, и он задумал построить новые житницы, спрятать все на долгие годы, но не знал о том, что жизнь его через несколько часов кончается, и он предстанет на суд пред Богом. «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:16-21).
Эта притча говорит христианину о принципах его жизни. Если очень кратко, то она заключается в простых словах: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6:36). Потому что Господь всем нам, независимо от того, плохие мы или хорошие, а, можно сказать, все плохие, подает нам всякие блага, причем в достатке, в избытке, порой столько, что мы не можем даже освоить, воспринять их, употребить на пользу себе и ближнему. Но, слушая это евангельское повествование, каждый из нас может подумать: «Эта притча не обо мне. Я же не сею пшеницу, не строю житницы». Но почему-то она заканчивается словами Спасителя: «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).
Оказывается, притча обо всех, а пшеница, житницы — это собирательный образ. Земное богатство бывает разным, но самое понятное во времена Спасителя богатство заключалось в хлебе. В настоящее время появилась новая терминология — интеллектуальная собственность, богатство умственное, богатство иное какое-то. Кто-то, может быть, не сеет пшеницу, но собирает интеллектуальное богатство. Читает много книг не с целью кому-то помочь, а вобрать в себя как можно больше, просто возвыситься над кем-то и сказать: «Я умней, ты многого не знаешь». Богатеет в себя, в свою гордость. Создает внутри иллюзии своей величины, значимости, стараясь таланты, данные от Бога употребить не для того, чтобы оказать милость, помощь не имеющему этих талантов, а употребляет их только лично для себя, своей гордыни, чтобы утолить свое тщеславие. Это богатство может заключаться и в том, что человек учился много, стал юристом, адвокатом, судьей, прокурором, военнослужащим, но свои знания употребляет не для того, чтобы навести в обществе справедливость, помочь обиженному, защитить слабого, а для наживы. Для того, чтобы использовать их для своего обогащения за счет ближнего, обиженного, слез и крови других. Такой человек тоже безумный богач. Может, он врач, учился много, но не поможет больному, потому что тот ему не дал денег. Даже человек может умереть, и в настоящее время таких случаев множество, когда просто не помогают те же самые врачи, только потому, что им не заплатили. Он учился для того, чтобы помогать. Его учили бесплатно за счет тех же, кого потом он обязан лечить, а этот человек подумал, что свой талант он будет использовать как орудие, как нож, который будет резать всех и вся, не разбирая: по живому или нет. Можно взять любого человека, любую профессию. Это может быть просто чиновник, который использует все свои таланты для того, чтобы забраться на административную лестницу, опять же, для того только, чтобы унизить ближнего, за счет него набить свои карманы, жить как безумный евангельский богач, считавший, что у него новые амбары, и он долго будет жить. Так думает и современный человек: «Я занимаю важный пост, долго буду жить, соберу на детей, на внуков и на всех прочих за счет обмана и использования власти». А она, собственно, ему и не принадлежит, досталась хитростью, коварством и прочими непотребствами.
Если каждый взглянет на себя, то поймет, что этот богач он. Это безумство его. Пшеницу, которую Господь дал этому безумцу, и сейчас Господь дает каждому, может, даже еще больше. Но я такой же безумец и думаю, как бы все это спрятать, присвоить и использовать не на благо по милости и по любви, а в себя, в свою гордыню, в свое тщеславие, свой обман, чтобы утолить свои страсти и грехи. Самое интересное, это касается даже самых необычных сторон жизни человека. Даже Церкви.
В Константинополе был такой случай. Один подвижник, который долго молился, подвизался в посте и молитве, получил духовный опыт, пришел в Константинополь и поселился недалеко от рынка, от торгового места, потому что там мимо него проходило много людей. Он кому-то помогал, подсказывал, но все это делал небескорыстно. Грех сребролюбия его одолел. Вид у него был очень постнический, подвижнический, внешность, конечно, многих обманывала. Однажды как-то мимо него проходил святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Он подошел к этому человеку, посмотрел и вдруг увидел, что не его шее находится змея и на ней написано: «Сребролюбие — начало всякого беззакония», а рядом с подвижником спорят Ангел и нечистый дух о том, кому принадлежит этот человек. Ангел говорил, что он очень много молится, постится, помогает людям своим словом, а нечистый дух отвечал, что это он делает не ради Бога, а ради себя, ради приумножения своей страсти сребролюбия, ради золота. Спор продолжался, и вдруг послышался голос с Неба, обращенный к Ангелу: «Отойди, ты не имеешь в нем никакой части». Ангел отошел, а нечистый дух приступил к несчастному отшельнику. Блаженный Андрей ушел и очень переживал об этом человеке. И вот как-то он шел мимо отшельника, подошел к нему и потихоньку стал говорить. Отшельник сначала подумал, что к нему подошел к нему какой-то нищий просить у него помощи, сказал: «Уходи, Бог тебе поможет». Но блаженный Андрей стал его поучать и говорить: «Что же ты, шел к Богу, молился, трудился, и весь твой труд пропал даром, ты теперь во власти своей страсти, используешь духовные дары, которые Господь тебе даровал для того, чтобы здесь, на земле, нажиться». А для убеждения говорит: «Посмотри сюда». Отшельник посмотрел и вдруг увидел по молитвам Андрея, Христа ради юродивого, огромного ужасного великана, который стоял недалеко от него с грозным видом, и пришел в ужас. Блаженный Андрей сказал: «Пока не поздно, обратись на истинный путь, раздай свое золото и думай о душе, потому что придет время, когда ты дашь отчет за все перед Богом». Отшельник, вразумленный не столько словами, сколько видением, со страхом пообещал блаженному Андрею, что он раздаст свое золото. И только он сказал, как ужасный эфиоп пропал. На самом деле, этот человек раздал все свое золото, стал вести опять строгую подвижническую жизнь. Ему во сне явился блаженный Андрей, Христа ради юродивый и одобрил его.
Нас, дорогие братья и сестры, земные страсти всегда и везде на нашем жизненном пути ловят в свои сети. Их множество. Спаситель нам рассказывает об этом в Своих простых поучениях. Но они распространяются на все многообразие нашей земной человеческой жизни и касаются каждого из нас.
Слушая Божественные слова, Премудрость Божию, дорогие братья и сестры, постараемся идти за Богом, быть подобными Ему, использовать все дары, которые Он нам дает не для утоления своих желаний, страстей и грехов, а для оказания любви и милости нашим ближним и Богу.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.