Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В день субботний, как сказано в Священном Писании, прочитанном сегодня на Литургии, Спаситель встретил скорченную бесом женщину, которая восемнадцать лет не могла нормально передвигаться, можно сказать, ползала по земле, не могла поднять голову на небо. «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13:10-11). Она пришла в синагогу, чтобы Бог ей помог. По вере Господь ее исцелил, бес вышел из одержимой, и она выпрямилась и стала здорова. «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13:12-13). Но начальник синагоги вознегодовал, сказав, что в день субботний нельзя исцелять, это нарушение заповеди Божией. «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14). Господь его обличил за злобу, а народ возрадовался чуду. «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15-16).
Какую же заповедь нарушил Господь? В Ветхом завете была заповедь: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Втор. 5:13-14). Эта заповедь была, во-первых, потому, что Господь шесть дней творил, а в седьмой перестал творить новое. Но Он не перестает в седьмой день, который и сейчас продолжается, подавать всякие блага нам всем. Во-вторых, она была нужна для того, чтобы напоминать человеку о его душе, о Небе, о Боге. Шесть дней человек должен был трудиться в поте лица, добывая хлеб, собирая богатство для тела, для жизни здесь, на земле, чтобы кормить себя и свою семью, а в седьмой день вспоминать о существовании души, о Боге и этот день посвящать Ему, отложив заботы о земном, тленном, скверном, пребывая в чистоте, молитве и добрых делах. Эта заповедь нужна была для того, чтобы люди не забыли о своем предназначении. Она, конечно, действительна в любой день, но особенно в день седьмой.
Кто такой Господь? Господь — это Любовь. Любовь к Нему проявляется в нашей молитве, любви к ближним, добрых делах. В том, что мы совершаем какой-то труд, но не для прибытка, а для души, для блага ближних, для того, чтобы помочь кому-то. И Господь совершенно не нарушил эту заповедь. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Почему же такая благая заповедь в устах начальника синагоги оказалась смертоносным оружием и обличением? Потому что, как говорил Спаситель: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:15-16). «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Это говорит о том, что, если дерево худое, если человек злой, то любая заповедь, самая правильная, самая милосердная, самая любвеобильная, проходя через злое сердце, превращается не в доброе дело, а в злое. Значит, у начальника синагоги было злое сердце, душа была скорчена духом злобы, и он никак не мог вытерпеть того, что кто-то имеет большую любовь, чем он, более милостив. У него не было сил себя смирить, оказать другим милосердие, а есть люди, которые имеют доброе сердце, добрую душу и оказывают любовь ближним. Для злого человека это раздражитель, потому что как тогда, так и сейчас диавол, дух злобы, хочет отобрать у Бога день, который по заповеди должен быть посвящен Ему, молитве и добрым делам. Поэтому появляется множество увеселительных заведений, клубов, дискотек и прочих развлекательных учреждений для того, чтобы человек забыл о Боге даже в седьмой день и без остатка, как шесть дней, так и седьмой посвящал не Богу, а своему злому сердцу, служению своим страстям и духам злобы. А в день седьмой необходимо творить добрые дела.
Преподобный Варлаам рассказывал такую притчу. У одного человека было трое друзей. Двоих он очень любил, так, что за них готов был отдать свою жизнь, а к третьему относился очень плохо, нерадиво, не ценил и не дорожил третьим своим другом. Однажды вызвал его господин, царь, которому он должен был очень много, десять тысяч талантов, и потребовал отдать долг. Он пошел за помощью к первому другу, тот ему сказал: «Слушай, мне некогда с тобой общаться, у меня своих дел очень много, я тебе могу дать два рубища, и больше у меня ничего нет для тебя». Пошел он ко второму другу, которого любил, сказал о том, что ему необходимо отдать большой долг, не поможет ли он ему чем? Тот ответил: «У меня для тебя вообще ничего нет, я могу тебя только проводить, пройти с тобой до дворца этого господина». Пошел он к третьему другу, которого не очень-то любил в своей жизни, и тот ему сказал: «Ну, что же, я тебе помогу. Я сделаю так, чтобы ты отдал свой долг, и тебе не было никакого наказания от твоего господина, от царя». Святые отцы говорят, это рассказ о том, что человек, живущий на земле, первого друга, которого он имеет и любит, олицетворяет материальное богатство, то, что наживает своим трудом, может, получает по наследству. От этого богатства он может получить только два рубища: погребальную рубашку и саван, больше ничего. Второй друг, которого он любит, это семья, близкие, друзья, которые могут проводить его только до могилы и ничем не могут помочь. А третий друг, которого мы все не очень любим, это наши дела добра и милосердия, которые на Страшном Суде избавляют каждого от больших долгов, от бесконечного наказания.
Господь пришел для того, чтобы исполнить заповедь о любви, изменить человеческое сердце, сделать его из злого добрым. Нам нужно не забывать об этой заповеди не только в седьмой день, который необходимо посвящать Богу, делам милосердия, а не страстям и злым духам, но и часть своей жизни отдавать делам любви к Богу и ближним. Поэтому постараемся, дорогие братья и сестры, и мы не забывать о том, что впереди перед нами вечность, и необходимо творить дела любви и милосердия для того, чтобы не оказаться на Страшном Суде совершенно нагими и беззащитными.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.