Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о Страшном Суде. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все, что имеет начало, будет иметь и конец. Церковь сегодня нам напоминает о том, что не только наша земная жизнь будет иметь свое окончание, но и все сотворенное, то, что мы видим своими очами, будет иметь свой конец. Многие из живущих на земле людей пытались узнать время и признаки кончины мира сего, но ни один человек своим разумом этого не достиг. Познали эту тайну по откровению Божию лишь избранные. Господь Сам открыл признаки кончины мира, и это немногое известно нам, что «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Ин. 24:21-24), а затем придет время, когда сей мир изменится, и Господь в Своей славе, в окружении многочисленного воинства Небесного придет для того, чтобы всех людей, когда-либо живших на земле, определить либо в райские обители, либо в место мучений.
Сейчас у нас возникает очень много вопросов, на которые никто не может дать ответ. Почему люди страдают? Почему в жизни происходит так много несправедливости? На все эти вопросы будет дан ответ, и каждый поймет, для чего все это совершалось как в его жизни, так и в жизни любого человека. Придет время — откроются все дела человеческие. Все будут знать не только свои страсти, грехи и недобрые дела, но и видеть подобные дела своих близких, окружающих. Люди, сподобившиеся Царствия Божия, будут наслаждаться красотой Божественной. Каждый, кто захочет, сможет собеседовать с любым, кто будет в Царстве Божием, причем это собеседование будет не такое, как у нас сейчас: через речь, посредством слов, а через ум, сердце, душу. Праведник сумеет наслаждаться духовной мудростью и красотой, которую каждый приобрел, живя на земле. Тот же, кто не сумел за время земной жизни собрать духовного богатства, внутренней красоты, будет безобразен. Вид людей грешных, так же как и вид бесов, которые своим внешним видом олицетворяют какие-то грехи, страсти, безобразия, тоже будет ужасен. Он будет напоминать те страсти и грехи, к которым человек привык, рабом которых он стал здесь, на земле.
Как сказано в Священном Писании, с нас не спросится, как мы разумели многие истины, с нас спросятся дела: что мы делали для Бога? Многие не понимают, как делать что-либо для Бога, и Господь объясняет, что с Ним можно встретиться в лице любого нашего ближнего. То, что мы делаем своим ближним, если это совершается ради Христа, Он воспринимает как труд ради Него. Человеку в этой жизни необходимо потрудиться, чтобы приобрести Царствие Божие. Об этом тоже есть много свидетельств.
Одному иноку Афанасию, который размышлял о конце времен, о Небесных обителях, явился как-то однажды некто и повелел следовать за ним. Они пошли, пришли в чудное место и увидели двери тоже необыкновенной красоты. Сопровождавший стал стучаться в эти двери. Ему ответили: «Что вам нужно?» Тот попросил, чтобы двери открыли, и услышал голос: «Никто ленивый не войдет в эти врата. Если хочешь в них войти, возвратись на землю, трудись, не желая никаких земных благ».
Для того, чтобы обрести Царствие Божие, необходимы многие и многие труды и, прежде всего, труд над собой. Как сказано в Священном Писании: «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 18:43). Потому что тот, кто трудится много для того, чтобы себя преобразить, делает себя красивым и достойным Царствия Божия. В Царстве Божием каждый познает, что не напрасны были страдания Христа, что через эти страдания каждый, верующий в Него и исполняющий Его заповеди, получит великие блага. Человек поймет, что его страдания — это благо и через них он чего-то достиг. Он будет ценить и любить тех, кто причинял ему какие-либо скорби, как своих спасителей, тех, кто ему помогал идти в Царствие Божие. Наше дело здесь, на земле — трудиться, не желая за это получить вознаграждение и не прилепляясь ни к каким земным благам. Этот труд часто бывает спасительным и благотворным и здесь, на земле.
Есть такой рассказ. Жили два портных. Один портной шил одежду. У него была большая семья, но кроме семьи он кормил еще и своих родителей. У него было обыкновение каждый день ходить в храм. В праздники он не работал, ходил в храм, молился, да и в простые дни посещал храм. Жил он безбедно, все у него было в избытке. Сосед его тоже был портной, шил одежду, был специалистом даже лучше первого. Жил он совершенно один, работал и трудился ежедневно, в том числе и в праздники, но никак не мог даже себя прокормить и пребывал в нужде и в бедности. Он завидовал своему соседу и как-то однажды его спросил: «Как же так получается? Ты шьешь хуже меня и кормишь большую семью, родителей. Всего у тебя в достатке, а я в нищете». И ответил ему благочестивый труженик: «Я хожу в храм ежедневно, а по дороге нахожу золото. Если хочешь, ходи вместе со мной. Я тебе буду отдавать половину». Тот поверил ему, стал вместе с ним ходить в храм. Дела у него стали налаживаться, и он перестал иметь нужду, все у него в доме появилось в избытке. Пришел он как-то к своему соседу и говорит: «Я все понял. Понял, о каком золоте ты говорил, и осознал, что труд, который соединен с молитвой и которому споспешествует Господь, гораздо лучше и благотворней любых человеческих способностей».
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь в неделю Страшного Суда напоминает нам о том, чтобы мы потрудились ради своей же души, во славу Божию. Этот маленький труд принесет нам великие блага, сподобит нас вечных Небесных обителей, пребывания вместе со святыми в благодати Божией. Но это только в том случае, если мы по своей любви приложим усилия для того, чтобы изменить себя трудом во славу Божию и через этот труд украсить свою душу добродетелями, которые так необходимы нам для того, чтобы приобрести Царствие Божие.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ