Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти свт. Николая Мирликийского. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы удивляемся необыкновенной трудоспособности святителя Николая. Он везде, где необходима помощь. Он помогает и на суше, и на море, заступается за неправедно обиженных, помогает бедным, старается прийти на помощь всякому, кто его призывает. Известно множество случаев при его жизни, и до сегодняшнего дня о его благодатной помощи, необыкновенной любви к нам, грешным. Потому что дела милосердия совершаются только теми людьми, кто имеет внутреннюю любовь и доброе сердце.
Но за что и почему называют святителя Николая правилом веры? Почему считают, что он очень прост в своей вере? Есть Царствие Божие, а есть мир греха. Путь в Царство Небесное только один: исполнение заповедей Божиих. Казалось бы, простой путь, но мы все знаем, как тяжело по нему идти. Вспомним, сколько у нас появляется вопросов к Богу, сколько противоречий, сколько своих якобы правильных суждений. Достаточно вспомнить такие фразы: «А за что страдают младенцы, дети? А почему Господь допускает войны, революции? А почему Он не заступается за своих праведников? Почему в мире столько несправедливости?» и многие другие. Эта наша мнимая праведность, а, по сути, дьявольская гордыня не дает нам идти путем заповедей Божиих. Нам очень тяжело согласиться с любой заповедью, потому что мы считаем себя более праведными и никак не можем переломить свою гордыню. Такая «праведность» или борьба с Богом проходит, порой, через всю нашу жизнь, и простое, легкое доброе дело, самую простую заповедь исполнить нам необыкновенно тяжело. Не потому, что она тяжелая, пост непосилен или молитва, а потому, что мы не соглашаемся с Богом, не хотим Его слушать, отвергаемся, спорим с Ним, задаем тысячи вопросов и считаем себя более праведными.
Святитель Николай не задавал вопросов. Его простота в том, что он исполнял заповеди и четко разделял, где Божие, а где греховное. И не такой уж он простой, как принято думать в народе, потому что на епископскую кафедру избирали не неграмотных и не глупых, а умных и образованных. Не случайно он был на Первом Вселенском Соборе, участвовал в составлении Символа веры, который поется за каждой Литургией. Он понял сущность учения Ария, который шел по своей праведности, считал себя более правильным, чем все, даже Господь, и дошел в своем безумии, «правильности» до того, что унизил Бога и сказал, что Он не Бог, а человек. Может быть, какой-то необыкновенный, но человек, тем самым, удалив Бога от себя или уйдя от Бога очень далеко. Арий хотел и других удалить от Бога.
Святитель Николай своим чистым сердцем, своей простотой веры, но в то же время и мудростью уразумел это коварство и ответил очень просто: он ударил Ария. Ударил для чего? Чтобы вразумить его, привести в чувство, сказать: «Куда ты идешь, остановись, посмотри на себя, кто ты? Ты же отвергаешь Бога, ты богоборец». Святитель Николай очень хорошо разбирался в богословии и старался идти путем исполнения заповедей Божиих. Он не трусил и не боялся, как многие сейчас, а совершал поступки, которые красили его как при жизни, так и по кончине. Если нужно было идти за правду, он был первый, не прятался за чьи-то спины. Святитель Николай испытал все: за веру, за Бога и правду был в темнице, в поношении, в поругании. За то, что он ударил Ария, с него чуть не сняли сан. Он следовал за Богом, не боялся власть придержавших, видел их несправедливость и сразу обличал. Не потому, что он был глуп, а потому что всего себя отдал на служение Богу и не задавал вопросов, как сейчас делают многие, просто был целиком во власти заповедей Божиих. Святитель Николай очень четко видел границы заповедей Божиих и был непримирим с теми, кто их нарушал, уходил от Бога во власть диавола. Поэтому в церковной ограде он прост и милосерд, а за ее пределами строг и грозен. Таких примеров тоже много.
Мы сегодня, прославляя его память, дорогие братья и сестры, если хотим сделать ему подарок, что-то доброе, то должны совершить или какое-то хорошее дело, или отказаться от своих неправедных убеждений, споров с Богом, с правилами церковными, в составлении которых и он участвовал, и стараться, как и святитель Николай, в своей жизни, делах, словах и поступках исполнять христианские заповеди. Потому что, как писал Апостол, «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вера Святителя была живая: в каждом деле, в каждом слове, в каждом своем движении, в каждом дыхании была видна его вера и любовь к Богу. И эта любовь не могла оставаться внутри. Она заставляла его и при жизни, и сейчас совершать многие благие дела. Помолимся святителю Николаю, чтобы он помог и нам не спорить с Богом, а идти путем исполнения заповедей Божиих в Царство Небесное.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.