Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Прощеное Воскресенье. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Перед Великим постом Церковь воспоминает изгнание Адама из рая, тем самым напоминая нам, в чем состоит сущность поста. Адам был сотворен Богом, был с Ним в духовном единении. Господь вдохнул дыхание жизни в Адама, означающее единение с Творцом. Адам был наделен многими знаниями и дарами благодати, имел помощницу-жену, все было в любви и добре, как сказано в Священном Писании, все было «добро зело» (Быт. 1:31). Но Адам совершил ошибку: выбрал неправильный путь. Слово «грех» в переводе на русский означает «ошибка» или неправильно выбранный путь. Адам выбрал путь непослушания, и грех разделил непослушника, грешника с Творцом. Господь его сотворил, дал Адаму жизнь, и вдруг он стал от Бога прятаться. Грех вводит разделение и гонит человека от Бога. Мы становимся, когда грешим, чужими для Бога, Он нам не нужен. Мы Его избегаем, не хотим Его слушаться, прячемся от Него, хотя спрятаться от Него невозможно, и Адам это понимал. Но разделение на добро и зло в первую очередь произошло внутри человека. Оно и сейчас происходит в человеке, как и в Адаме. Апостол Павел пишет: «Бедный я человек! … умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:24-25).
Когда Господь сотворил Адама, то вдунул в него дыхание. Дух Божий, благодать заполняли людей. А грех изгоняет из нас благодать Божию. Можно сказать, что до грехопадения Адам не просто пребывал в раю, а рай, покой и благодатное единство были внутри него, и не Господь изгнал Адама из рая, а Адам через грехопадение изгнал рай из себя, из своей души. Если до грехопадения в мире материальном все было только добро, за исключением зла в мире духовном у падших ангелов, то после грехопадения и мир материальный разделился на добро и зло.
Нельзя было человека, изгнавшего из своей души рай, покой, любовь и благодать Божию и тяготившемуся пребыванием рядом с Богом, оставлять во внешнем рае. Это было бы мучительной и страшной болью. Изгнание было просто как результат свершившегося факта: факта непослушания человека, борьбы с Богом, разделения с Ним, разъединения и опустошения внутреннего. Но грех не просто отделяет человека от Бога. Он разъединяет и людей. До грехопадения Адам и Ева пребывали вместе, жили одними мыслями, одной душой, не стыдились друг друга. Их одевала благодать Божия, как светом. Как сказано в Священном Писании: «Одеяйся светом яко ризою» (Пс. 103). Посмотрим на Солнце. Вроде на нем ничего нет, но оно одето светом, теплом. Так и люди до грехопадения были одеты благодатью. Она покрывала людей, соединяла их воедино, но совершенный грех изгнал рай и спокойствие из души человека и благодатное одеяние. Люди увидели свою наготу, потому что без Бога человек наг, безобразен, опустошен. Грех разделил их, и они вдруг подумали, что они не друзья друг другу, а враги. Адам говорит, что это жена его соблазнила, это не помощница, данная Богом, это не друг, а враг, который его искусил. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 2:31).
Люди стали разъединяться, и сейчас мы видим всюду разделение. В Священном Писании сказано, что в конце времен, когда появится множество и множество в мире грехов и беззаконий, наступит необычайное оскудение любви и взаимного единения. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Все будет разделено грехом. Появится неслыханный эгоизм и самолюбие. Каждый будет думать только о себе. Даже дети не будут думать о родителях, родители не будут думать о детях, тем более о супругах, не говоря уж просто о чужих, посторонних людях, о ближних. Мы видим, насколько грех проник в природу человеческую, насколько сейчас все разделены грехом и страстями, насколько велико внутреннее опустошение._Казалось бы, большой город, как муравейник, очень многолюдный — и совершенно мертвый духовно. Невозможно встретить в нем внутренне богатого благодатью Божией человека, ибо происходит всеобщее опустошение внутреннее и духовное. Такая опустошенность и такие люди не нужны ни в раю, ни в Царствии Божием. Удаленные от Бога, враждующие с Ним и друг с другом, мы сами себя своими грехами удаляем из рая. Не Господь нас не допускает, а мы бежим от Него, мы прячемся от Бога, как Адам. Мы враждуем с Богом и своими ближними. Нас невозможно вместе поселить в одном месте: в хорошем или в плохом — неважно, потому что наша опустошенность, наш эгоизм и самолюбие не допускают существования никого рядом с нами. Мы уничтожаем изнутри и себя, и все, сотворенное Богом. Грех внес разделение и вражду и в животный мир, и в природу, ибо «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 4:17-18), — повествует Священное Писание. Закон Божественной Любви был разрушен всеобщим разделением.
Церковь напоминает нам об этом печальном событии, приводит в пример Адама, показывая, что мы все такие же, как он, все идем не тем путем, все удаляемся от Бога, все изгоняем благодатный рай из себя, из своей души.
Время поста — это время, когда человек должен осознать то, что он идет неправильно, выбрал ошибочную дорогу, и ему нужно не разделяться с Богом, а стремиться к Нему, заполнять себя духовно Божественной благодатью. Если человек увидит, насколько он безобразен, грешен внутри, то он начинает печалиться. Мы знаем, что в печали часто пропадает аппетит, и человеку просто не хочется удовлетворять какие-то свои потребности как греховные, так и телесные. Всегда печаль соединяется с постом. Если кто-то потерял своего близкого и любимого человека, не может с ним общаться, не имеет связи, то в этой печали человек часто не желает вкушать пищу и расстроен, опечален. Поэтому естественно печаль о наших грехах, о нашем неправильном пути, соединяется всегда с постом. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10).
Великий пост, как говорят святые отцы, составляет примерно десятую часть всего года. Это та десятина нашей жизни, которую мы должны посвящать Богу. Этим мы должны напоминать себе о нашей неправильной жизни и о той цели, ради которой мы были созданы и к которой должны стремиться здесь, на земле.
Сегодня Церковь перед Великим постом еще раз нам напоминает, дорогие братья и сестры, чтобы мы подумали о себе, о своей личности: кто мы такие, кто мы без Бога? Чтобы мы задумались о том, чего мы сами себя лишаем и как мы себя наказываем, пытаясь поиметь какую-то маленькую греховную сладость, после которой наступит горькое великое разочарование. Начинается наш путь к Богу с соединения со своими ближними. Прежде, чем примириться с Богом, нужно примириться с ближними. Да и как можно с Богом примириться, когда Он для нас непостижим, а, проявляя любовь к своим ближним, борясь с самими собой, происходит наше единение как с ближними, так и с Богом. Тем самым мы восстанавливаем в своей внутренней и затем внешней жизни закон Божественной любви, по которому существует Царствие Божие. Раньше христиане перед Великим постом примирялись не только с теми, кто окружал их, но и с усопшими. Ходили на кладбище, там просили прощения у своих родственником, близких, знакомых. Это не символика, а внутренняя потребность христианина, который желает быть в мире не только с теми, кого видит, но и с теми, кто живой, но недостижим нашему зрению. Они слышат, видят, понимают нас, общаются с нами, и мы можем общаться с ними. Христианин — гражданин всемирного Царствия Божия, воспринимает всякое нарушение Закона Божия как личную боль, поэтому святые молятся за весь мир и скорбят о чужих согрешениях независимо от времени и пространства.
В одном городе жил один молодой человек, который был преступником, грешником. Он занимался тем, что обирал покойников. Однажды он осознал свой грех, пришел в ужас оттого, что совершает, и решил оставить свое дело, а остаток своей жизни провести в покаянии, живя на кладбище. Раньше хоронили усопших в основном в пещерах. В одной из таких пещер на кладбище он поселился. Ему стали являться злые духи, потому что он через свой грех, через свою страшную греховную жизнь стал близок к ним, сроднился не с Богом, не с Любовью, а со злобой, грехом, дьяволом. Злые духи стали являться ему, сначала пугали, чтобы он уходил оттуда. Потом стали над ним издеваться и избивать. Приходили родственники, нашедшие его на кладбище, уговаривали, чтобы он вернулся домой, но юноша не хотел возвращаться и не поддавался никаким уговорам. Часто его избивали демоны так, что он оставался едва живым. Однажды, когда они его избили почти до смерти, он твердо сказал: «Нет, я отсюда не уйду. Я такой страшный грешник, что остаток жизни проведу здесь, на месте своих преступлений, каясь и прося прощения у тех, против кого я согрешал». После этого Господь избавил его от страшных избиений заступничеством тех самых усопших, могилы которых он когда-то осквернял. Этот юноша остаток жизни провел на кладбище в покаянии, в молитве и достиг многих духовных совершенств. Были и другие случаи, которые подтверждают, что нужно просить прощения и у отошедших в мир иной.
Сегодня, дорогие братья и сестры, прежде, чем встать на путь исправления, сокрушения о своих грехах, на путь поста, Церковь нам напоминает, что наша жизнь и конец нашей жизни — это Царствие Божие, это единство с Богом и со своими ближними. Постараемся сегодня чистосердечно начать исправление себя с примирения со своими ближними, чтобы грех и ненависть, которые нас разделяют до сего дня, оставили наше сердце, нашу душу. Потому что, если мы не изгоним из своего сердца злобу и ненависть, то в злохудожную душу не может войти Господь, не может войти благодать Божия. Сегодня необходимо нам, примирившись как Закхей со своими ближними и обиженными нами и проведя Великий пост в печали и сокрушении о своих грехах подобно мытарю в печали внутренней, не показывая этого внешне, в то же время, ограничив себя в пище, чтобы через борьбу и брань внутреннюю с собой как блудный сын прийти к Богу, соединиться с Ним в Его Царстве Любви.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.