Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю Великого поста. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Церковь, созданная Спасителем, является Богочеловеческим организмом. Все, что Господь совершил ради спасения человека, хранится в Церкви. Священномученик Ириней Лионский, ученик святых апостолов, говорил: «Как богач прячет золото и драгоценности в сундуке, так и святые апостолы все, что слышали от Христа, вложили в святую Православную Церковь». Это огромное богатство до сих пор находится в лоне церковном, и мы имеем радость и счастье пользоваться многими благами. Церковь, пребывающая на земле, всегда была воинствующей. Зло никак не могло примириться с тем, что оно побеждено и всегда пыталось разрушить Ее.
Сначала зло пыталось разрушить Церковь более внешне. Первые три века, как мы знаем, лились реки христианской крови, было множество гонителей, мучителей. Христиан всячески пытались заставить отречься от Христа. Множество было мучеников. Но мы знаем, что как человек, так и Церковь имеет не только внешнее, но и внутреннее содержание. Внешность зачастую — это просто иллюзия жизни, можно сказать даже, больше обман. На самом деле жизнь как Церкви, так и человека происходит внутри. Также и церковная жизнь проходит не столько внешне, сколько внутренне, поэтому зло стало пытаться разрушать Ее изнутри. Появились многие ереси, отвергающие Христа, Его Божество. Много было всякой хулы на Церковь, на Бога. Тем самым хотели отделить Бога и внутреннее благодатное содержание Церкви от внешнего Ее устройства, потому что, если Христос не Бог, то тогда Церковь превращается в простой человеческий организм. Без Таинств и благодати Ее внешняя жизнь была бы лишь иллюзией и не имела для человека спасения от греха и смерти. В таком случае Церковь просто сама собой бы умерла.
Зло никак не могло понять, что, распяв Христа, убивая Его последователей-христиан, оно уже побеждено, потому что Христос воскрес, и это означает вечную победу над злом, над земным, над страстями, над грехами. Воскресение Христово нельзя уничтожить, оно вечно, и победа над злом также вечна. Напрасно многие ересиархи, гонители и отступники, подобно Юлиану Отступнику, метали песок в небо, потому что на самом деле побежденное зло ничего не могло сделать с воскресшим Христом и Его последователями. Все ухищрения были как песок, брошенный в небо.
Много было ересей, и последняя из них, осужденная VII Вселенским Собором — ересь иконоборческая. У зла не получилось уничтожить Церковь как внешне, так и внутренне, не вышло отделить христиан от Христа, ибо Сам Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 16:4). Тогда оно попыталось нанести вред, ущерб Церкви, возводя хулу на святые иконы, на мощи угодников Божиих, на тех святых, которые своими подвигами и пролитой за Христа кровью запечатлели любовь к своему Творцу. Но эта ересь была осуждена, и после VII Вселенскгоо Собора, когда, собственно, и появился сегодняшний праздник Торжества Православия, все остальные ереси, которые появлялись в течение многих столетий и до сего дня, являются просто повторением тех ересей, которые были уже когда-то осуждены Вселенскими Соборами.
Мы, дорогие братья и сестры, живя сегодня в Православной Церкви, благодарим Бога за то, что Господь оставил нам такое сокровище, и мы можем внутренне приобщиться к нему, принять в свою душу Спасителя Христа. Как мы знаем, Он всегда стоит у двери нашего сердца, как сказано в Священном Писании: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Мы можем с Ним общаться в Таинствах, созерцать необыкновенную красоту Богослужения, наслаждаться иконописью, которая изображает людей, возвышенных над всем земным, внешне имеющих плоть, но внутренне духовно вознесенных до Небес. Нам предстоит тот же подвиг забвения внешней жизни и приобщения к внутренней духовной благодати, потому что красота, рай и Господь начинаются в сердце человека. Внутри нас рождается то общение с Богом, которое нас преображает, украшает и возносит от земли к Небу. Существует это только в Православной Церкви, потому что чистота, хранимая Церковью, незапятнанная никакими человеческими измышлениями и страстями, излишними человеческими умствованиями, не проникла сюда. Конечно, и сейчас в Церкви появляются разные ложные мнения и учения. Никогда Церковь не будет спокойно пребывать на грешной земле. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что время спокойствия в ограде церковной более опасно, чем время гонений, потому что во время спокойствия забываются коварства, которые готовит наш враг. Он никогда не перестает бороться с Церковью, и эта борьба будет вечна до второго пришествия Спасителя. Но в то же время мы храним Божественную благодать, приобщаемся ей и знаем, что, если мы будем изучать святоотеческия творения, отрешимся от многих сегодняшних веяний, которые пытаются отрицать пост, молитву, христианский подвиг, саму любовь ко Христу и еще что-то, без чего Церковь никогда не существовала и не будет существовать. У нас есть возможность разобраться в этих измышлениях, сравнить их с тем, что хранится в Церкви и всегда узнать истину.
Много было и будет всяких чудес в святой Православной Церкви, которые доказывают ее истинность и благодатность. Одна молодая женщина, в детстве ушедшая в раскол, вышла замуж за православного человека. Приближалось Крещение Господне. В сочельник ее муж всегда ходил в храм и брал святую воду, которую называл даром Неба и очень благоговейно к ней относился. Женщина эта, конечно, в храм не ходила, а ждала мужа дома. В Крещенский сочельник муж вошел в дом с радостью, открыл кувшин с крещенской водой, и вдруг он и его супруга увидели, как оттуда появились три благодатных огня. Муж с благоговением, радостью и слезами смотрел на эту благодать Божественную, а супруга вразумилась и перешла в Православие.
Если мы с любовью приступаем к Таинствам, хранимым и совершаемым в Церкви, участвуем в молитве церковной, то эта благодать касается и нашего сердца. Мы здесь, в Православной Церкви, можем приобщаться плодам, которые Господь даровал нам через Свою Смерть и Воскресение, и имеем возможность еще здесь, на земле, воспринять Небесную благодать.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.