Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю Великого поста. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлое воскресенье Церковь отмечала Торжество Православия, торжество Церкви, главой которой является Господь. Церковь всегда была, есть и будет торжествующей, но как нам, людям, приобщиться к церковному Телу Христову?
Сегодня святая Церковь, совершая память святителя Григория Паламы и многих подвижников-исихастов, показывает нам, как необходимо человеку жить, к чему приобщаться, какова цель нашей земной жизни. Жизнь в греховном мире ставит перед нами очень много вопросов, на которые мы никак не можем ответить, но, если христианин последует подвигам умной молитвы, умного делания, то на все получит ответ. Для нас Бог кажется непостижимым и далеким, а святые подвижники учили, что благодать, Божественные энергии — это и есть Господь. Без этой Божественной благодати и Божественных энергий мир не может жить и существовать. Без Бога, без Его благодатной помощи все умирает, и нельзя назвать жизнью существование без Творца.
Когда человек обращается с молитвой к Богу, начинает жить вместе с Ним и в Нем, он ощущает необыкновенное блаженство и радость. Христианин уже не понимает: живет ли сам по себе, или Господь живет в человеке. Как писал апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Это состояние особой благодати. Человек приобщается к Божеству, и вся та благость, которая есть у Бога, переходит в сердце христианина. Вместе с тем благодать, Божественные энергии иногда даже становятся видимыми. Появляется особый свет. Подвижники, которые зрели его, говорили, что тот солнечный свет, который бывает в самый ясный день, подобен тьме перед светом Божественным. Бог не только Любовь, но и Свет. Этот Свет освещает жизнь христианина. Он проявляется и в человеке, который приобщается Божеству. Как мы знаем, многие святые просветлялись, особый свет их озарял. Да и человек, созданный Богом, должен был бы жить в благодати Божественной, в Божественном свете, который когда-то одевал и Адама с Евой. Но через грехопадение все потеряно.
Конечно, мы можем сказать: «Все это не для нас, а для подвижников». Как и в Священном Писании задается вопрос: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице?» (Мф. 25:44). И получим достойный ответ: «Человек призван к тому, чтобы видеть Бога и с Ним общаться, жить с Ним, наслаждаться Божественной всеблагой жизнью». Святые подвижники, которые очищали свое сердце, потому что в Священном Писании сказано: только «чистые сердцем … Бога узрят» (Мф. 5:8), зрели Бога так, «как Он есть» (1 Ин. 3:2), а это особое зрение, это поглощение Божественной любовью и светом Божественным, и тогда они с радостью терпели скорби, различные мучения. Для них все, что совершается здесь, на земле, было радостью и блаженством.
Преподобномученик Макарий Новый, который жил на Афоне, попал в плен к туркам. Его жестоко мучили. Опустили в глубокий колодец, один раз в день поднимали, били, потом опять опускали. Так прошло девяносто дней, и вот однажды ночью колодец озарил необыкновенный свет, послышалось ангельское пение и неземное благоухание. Утром мучитель поднял Макария и стал его спрашивать, что же такое произошло ночью в колодце? Макарий ответил: «Мы, христиане, молящиеся истинному Богу, можем зреть еще больше, чем ты видел». Святой стал рассказывать туркам поучения из Священного Писания, его внимательно слушали, но мучитель испугался, что кто-то может уверовать, и Макария усекли мечом.
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь нам напоминает, что цель нашей жизни — это обожение. Начинается оно уже здесь, на земле, когда человек в молитве приобщается к благодати Божией, к Божественным энергиям, которые и есть Бог. Посредством благодати человек начинает жить особой блаженной жизнью и уже в этом греховном мире, подобно апостолу Павлу, не понимает порой, он ли живет, или Господь живет в нем. Если мы, дорогие братья и сестры, хотим быть причастными к тем бесчисленно многим дарам, которые даровал нам Господь, то через молитву и очищение своего сердца должны приобщаться Божественной благодати, которая существует в Православной Церкви здесь, на грешной земле.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.