Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Пассии. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Крест, дорогие братья и сестры, до распятия Спасителя был орудием позорнейшей казни, страшной и мучительной. Господь пришел для того, чтобы спасти всех людей, исцелить их от греха, от смерти, от множества беззаконий, и за это каждый человек, живущий в мире, должен быть Ему благодарен. Но оказалось так, что вместо благодарности Господь оказался распят. Это произошло потому, что мы, люди, не можем вынести ту правду, которую нам Господь принес. Эта правда нас обличает. Она нам тяжела.
Посмотрим на тех людей, которые жили во время распятия Спасителя. Нам кажется, что они были другие, а мы поступили бы иначе, ведь мы не те иудеи, не такие жестоковыйные и ненавидящие правду. А кто были иудеи, распявшие Христа? Конечно, были первосвященники, которые называли черное белым, а белое черным. Был Пилат, который боялся народного неспокойствия. Он знал, что Господь ни в чем не виноват. Никакой вины в Нем не нашел, но для Пилата Спаситель был причиной общественного смятения. Для того, чтобы успокоить иудеев, Пилат предал невинного Человека. Он умыл руки, показав тем, что на самом деле Господь безвинен, но в то же время ничего не сделал для того, чтобы предотвратить беззаконие. Воины, которые побивали Спасителя, просто бы сказали: «А что мы? Мы же исполняли приказ. Мы подневольные. Мы служивые люди». Та толпа, которая кричала: «Распни, распни Его!» (Лк. 23:21) тоже бы сказала: «Наши авторитетные руководители, первосвященники, наше руководство и правительство страны, обвинило этого Человека. Как же мы можем не поддержать наших руководителей?! Или они нас просто обманули?» Единственный, кто оказался выше низменной толпы, лукавых руководителей, называвших черное белым, а белое черным, Пилата и воинов, был разбойник. Он знал и видел, что Христос тоже обвиняемый, всеми оставленный, и даже все ученики Его покинули. Разбойник видел, что Безвинного распинают в обществе преступников, и, не побоявшись правды о себе и о Христе, сказал: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли. … помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:41-42). Разбойник оказался единственным, кто вспомнил свои грехи, свое недостоинство, исповедовал их перед Христом, сказал, что достоин такой позорной поносной смерти, назвал себя преступником. Его исповедь была глубока и велика. Все те, кто считал себя лучше этого разбойника, или разбежались, или трусливо просили смерти Спасителю, насмехаясь над Ним. Благоразумный разбойник ничего не просил, он просто сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:41), и получил прощение и ответ Царя и Создателя вселенной: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Мы, дорогие братья и сестры, если посмотрим внимательно на себя, в свое сердце, то увидим, что и мы такие же люди, как и те, кто распинал Христа. И мы верим, когда нам высокое руководство, наши правители говорят на белое «черное». Совсем недавно Церковь была в поношении, на Нее возводили самую гнусную ложь. И в наше время многие достойные люди, верующие, православные, часто совершенно безвинно обвиняются лжесвидетельствами и терпят всякие поношения. Мы так же, как толпа иудеев, требовавших смерти Христа, говорим, что это правильно. Мы себя оправдываем тем, что не хотим вносить разномыслие, что нужно угождать власть придержащим, а мы маленькие, послушные люди. Мы и сейчас, как и те иудеи, распинаем правду Божию в себе. Очень часто совесть нас мучает, мы страдаем, но, тем не менее, мы отвергаем эту правду, потому что нам тяжело с ней жить. Нам тяжело нести свой крест вместе со Спасителем. Нам тяжело страдать за правду, как Он, потому что ложь нам ближе. Потому что мы не желаем трудиться ради Него, исполнять Его заповеди. Мы не хотим ни поститься, ни молиться. Нам легче все это нарушить, распять в себе правду Божию и обвинить в этом Самого же Спасителя, так как Он и Его заповеди о любви несут, как мы считаем, непомерную тяжесть для нас. А Он, взирая на нас с Креста, как бы задает безмолвно каждому из нас вопрос: «Я возлюбил тебя и пролил Свою Кровь за тебя, а чем ты Мне отвечаешь?» А мы отвечаем хулой, тем, что не желаем быть рядом с Ним и нести свой жизненный крест. Если мы пытаемся оправдать себя и сказать, что мы не такие, как иудеи, жившие две тысячи лет назад, на самом деле это неправда. И мы такие же лживые, и мы такие же слабые, и мы такие же легко управляемые и послушные. Мы также легко называем черное белым, а белое черным.
Сейчас, во время святых дней Великого поста, дорогие братья и сестры, посмотрим на себя: что мы можем ответить Спасителю на Его вопрос о любви к Нему? Постараемся не забывать то, что каждый наш грех, каждое нарушение заповеди Божией — это удар Ему, это одно из тех неправедных обвинений, которые сыпались и сыплются на Его Главу.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.