Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангелие рассказало нам о бегстве Святого Семейства из Вифлеема в Египет и об избиении младенцев Иродом. После того, как волхвы, поклонившись Спасителю, по откровению от Ангела пошли иным путем в свою страну, минуя царя Ирода, он решил погубить Богомладенца. В откровении Иосиф получил указание от Ангела бежать из Вифлеема в Египет. «Се Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 14:13-15).
Ирод же, узнав, что волхвы ушли, ничего не сказав ему о Младенце, боясь за свою власть, за себя, послал воинов, чтобы они избили в Вифлееме и его окрестностях всех детей от двух лет и менее. Таких оказалось около четырнадцати тысяч младенцев. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 14:16). С тех пор Ирод стал олицетворять злобу, ненависть человеческую, самолюбие, тех, кто заботится только о своем благополучии даже за счет своих ближних и жизни других людей. Таких людей, которые думают только о себе, и сейчас много. Они думают только о своем благополучии и готовы перешагнуть через любого, чтобы богатство и власть не достались никому, хотят их присвоить как Ирод. Но царь Ирод жил недолго. Вскоре его заживо стали есть черви. К нему нельзя было подойти из-за того, что от его тела исходил смрад. От гниения, от червей в страшных мучениях он скончался.
С одной стороны, Господь нам показывает, что люди должны бежать от злобы человеческой, от страстей, грехов, прятаться от них, избегать, не стараться даже идти на конфликт с людьми злобными, с теми, кто готов на все ради своих страстей, своей гордыни. С другой стороны, как толкуют святые отцы, Египет и Вавилон в древности олицетворяли собой гнездо человеческих страстей. Из Вавилона к Спасителю пришли волхвы Ему поклониться, а в Египет Он Сам пошел вместе со своей Матерью и сродниками, тем самым показывая, что Он пришел к самым грешным, к тем, кто нуждается в Его помощи, в Божественной благодати, чтобы грешников привести в Царствие Божие.
Святой праведный Иосиф, уже престарелый, сразу после откровения, которое совершилось ночью, не надеясь по немощи на свои силы, вместе с собой взял одного из своих сыновей Иакова, который стал именоваться братом Господним, чтобы тот помогал ему в пути. А путь был сложный, далекий: через Синайскую пустыню, через которую когда-то выходил израильский народ из Египта. Здесь, в пустыне, по преданию их встретили разбойники, и один из них заступился за Святое Семейство. Предание говорит, что это был тот разбойник, который был вместе со Спасителем распят на кресте и первым сподобился войти в Царствие Божие. Матерь Божия сказала ему пророчество: «Так как ты спас моего Младенца, то Он тебе впоследствии воздаст больше», что и совершилось. Когда святое семейство пришло в Египет, множество идолов, находившихся в этой стране, падали, разрушались сами собой, потому что пришел Господь, а они являлись только идолами, пародиями на Божество, ложными карикатурами. В одном месте недалеко от Каира, утрудившись от пути, святое семейство остановилось под большим деревом, остатки которого и сейчас показывают паломникам, и здесь появился источник прохладной живой воды. Он существует до сих пор. Впоследствии, когда Ирод умер, опять по откровению Ангела Иосиф вернулся с Девой Марией и Богомладенцем, и они поселились в Назарете. «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 14: 19-23).
Сегодня мы вспоминаем это событие и понимаем, что наша жизнь, как и жизнь каждого человека, полна опасностей и трудов. На всем нашем жизненном пути, который может пройти через гонения и нападки разбойников, злых людей, нам необходима помощь Божия, благодать Божественная, Ангел Хранитель, обращаясь к которому, мы бы получили указания и старались следовать в своей жизни Божественному водительству. Потому что очень часто мы приходим в храм, а желаем жить по своей воле, своим похотям, страстям и грехам, совершенно не слушаясь ни церковных правил, ни заповедей Божиих, даже не стараясь познать их. Приходим, потому что нам здесь нравится, нам комфортно, как нам кажется. В этом комфорте мы хотим жить так, как нам наши страсти повелевают. А жизнь — это труд, это, может быть, и слезы, и скорби. Это познало Святое Семейство с самого рождения Спасителя.
Нам, дорогие братья и сестры, не нужно бояться трудностей, страшиться их. Мы должны быть выше их, зная, что помощь Божия, Божественная благодать поможет нам во всех трудностях и скорбных обстоятельствах нашей жизни.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?