Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю Великого поста. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21). Спаситель отвечает на самый главный вопрос: «Как мы можем избавиться от своей внутренней злой сущности, одержимости, злобы и греховности?» Молитвой и постом. Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня отмечаем, написал прекрасную книгу «Лестница восхождения в рай». Самое первое, что необходимо человеку в этом восхождении — смирение, послушание, плач о своих грехах. Но вся лествица добродетелей из тридцати ступеней вмещается в то, о чем говорит Господь: в молитву и пост. Для того чтобы молитва христианина стала чистой, откровенной и соединяла молящегося с Богом, человеку нужно очистить себя внутренне. Мы все молимся и видим, насколько наша молитва поверхностная, холодная. Стоим на молитве очень невнимательно, все нас мысли всякие одолевают, суета, о жизни думаем, и нашу молитву часто даже нельзя назвать молитвой. Почему-то подвижники, как и преподобный Иоанн Лествичник, который в 16 лет ушел в монастырь, удалялись от мира. Для чего? Для того чтобы приобрести чистую и откровенную молитву.
Что же мешает тому, чтобы наша молитва была чистой, нераздвоенной, а мысли устремлены к Богу? Чтобы молитва была настоящим собеседованием, общением с Творцом? Для этого нужно, как говорят все святые отцы, хранение ума. Что же это значит? Наш ум вмещает в себя очень много всего, порой, не только бесполезного, но и вредного. Иногда он превращается в какую-то свалку. Как у людей бывает, некоторые старички или старушки берегут старые тряпочки, собирают все, что валяется на улице, несут домой, и их дом превращается в сплошную свалку. Заходит посторонний человек и удивляется, как вообще можно так жить? Это же не жилище для человека, а просто собранный мусор. Так и человеческий ум может превратиться в сплошную свалку ненужных, порой даже совершенно вредных, вещей, знаний. Мы очень часто в этом мире стараемся много познать. Когда-то, в советское время, сейчас мы это осознаем, в школе было столько предметов, которые вообще человеку не нужны в жизни. Но заставляли учить наизусть слова каких-то великих мыслителей, революционеров. Для чего? Для того чтобы человек загружал себя ненужной информацией, и в его мозгах не оставалось места для хорошего, доброго, благого, для молитвы, для Бога. И сейчас так часто происходит. Человек очень много учится, собирает в уме много ненужного, мусорного, долго смотрит телевизор, часами разговаривает по телефону или при встрече, постоянно просиживает в Интернете, который уже весь мировой мусор собирает. Все это впитывается в мозги человека, и после этого он не может сосредоточенно молиться. Потому что он так замусорен, что просто не может слова молитвы, ни запомнить, ни понять, ни осмыслить, ни осознать. Он так много знает ненужного, и даже вредного, что оно постоянно мелькает в сознании, чувствах и мешает спокойно жить и правильно воспринимать реальность, жизнь и самого себя.
Подвижники для того и уходили от мира, чтобы не собирать в себя весь земной мусор, греховность, ненужность, а уединиться, очистить свое сознание, свой мозг, чтобы в тишине, чистоте и безмолвии молиться чисто, откровенно, общаться с Богом. Для того чтобы смотреть на себя глазами Божественного откровения, а не лукавства и обмана, существующего в мире, и воспринимать окружающее совершенно по-иному.
Нам в миру, конечно, очень сложно себя освободить от того ненужного, что скапливается у нас в мозгах, в сознании. Но стараться нужно. Необходимо хранить себя от всякой скверны, от всего лишнего. А в миру столько соблазнов. Столько существует идеологий, разных идей. Смотришь, один политик говорит красиво, но совершенно бессмысленно. Другой говорит прямо противоположное и опять красиво. Так же третий и так далее. Потом все это забывается, превращается в архив, который где-то пылится и никогда никому не понадобится. Но в нашем сознании, в наших мыслях все услышанное, увиденное и прочитанное остается. Поэтому, дорогие братья и сестры, если мы хотим чистой молитвы, то нам необходимо свое сознание, свою душу беречь от этого ненужного мусора, страстей, грехов или просто красивых, но совершенно нам ненужных, слов и понятий. От каких-то умных, но совершенно непонятных, нереальных идей, которые существуют только для того, чтобы оторвать человека от связи с Богом, от молитвы.
Почему необходим пост? Он нужен не только для того, чтобы сменить пищу, но и для того, чтобы меньше уделять внимания своим пристрастиям и побольше быть наедине с Богом. Пост является символом бесстрастия и отсутствия привязанности к земному. Мы сами знаем, насколько обостряются в пост наши отношения, как они даже бывают взрывоопасны. Сама обстановка поста подсказывает нам, что необходимо уйти в себя, в тишину своих мыслей, своей души, постараться очистить свое сердце, свое сознание от того, что нам совершенно не нужно. Пост необходим, потому что один из самых главных грехов человека — это гордыня, самолюбие, тщеславие, желание как можно больше вобрать в себя. И начинается грех пресыщения со сластолюбия. С этим же грехом связано сребролюбие, желание побольше всего приобрести. Мы часто покупаем совершенно ненужные вещи. Например, нужно три костюма, а их 30, 40, 50, платьев не 2, 3, 5, а тоже десятки. Какие-то вещи и предметы даже начинают коллекционировать. Это грех сребролюбия, который тоже происходит от сластолюбия, от желания себя насытить, от того, что мы хотим здесь, на земле, собрать побольше того, что нам никогда не пригодится, но отнимает очень много времени и сил. Когда человек хочет пресытить свою плоть, он постоянно думает о том, как себя изнежить, хорошо отдохнуть, поесть, развлечься. Как прожить без трудов и забот и, в то же время, собрать как можно больше. При этом человек сам не знает, для чего. Уделяя много времени земной суете, человек отвлекается от связи с Богом.
Спаситель говорил, что человеку много не нужно. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться. … Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том» (Лк. 12:22,30). Все необходимое даст Господь. Молитва с духовной стороны, а пост с вещественной, плотской, показывают нам, что все потребное для нас заключается в очень немногом. А все остальное мешает нашей жизни, правильному развитию, препятствует быть близкими Богу, засоряет нас как в духовном плане, так и в вещественном, и в этой суете наша жизнь проходит совсем не так как должно. Мы забываем о Боге, о любви к Нему. Вся наша любовь уходит только на собственное пресыщение, свои желания, старания себя самих насытить как плотски, так и духовно, но совсем не благодатью Божией, а тем, что нас оскверняет и унижает как людей.
Сегодня Церковь нам говорит, что пост и молитва для человека являются спасительными, когда человек подходит к этому с умом, понимает, что ограничение как внутреннее, так и внешнее необходимо, чтобы свою душу не исказить, не обезобразить и не превратить себя в подобие мусорной свалки. Это нужно для того, чтобы в чистоте души и сердца приближаться к Богу, пребывать с Ним и в любви к Нему. Если человек достигает этого, то он совершенно по-иному смотрит на себя, на свою жизнь, у него появляется множество добродетелей. Он обретает смирение, потому что видит величие Божие и свое ничтожество. Поэтому все святые считали себя великими грешниками, а великие грешники всегда считали себя, по крайней мере, «хорошими людьми» (в кавычках, конечно). Но, чтобы правильно познать и осознать себя, нужно пройти долгий путь внутренней борьбы, и пост является просто символом нашей внешней чистоты, а молитва — внутренней. Для человека, очищенного как внешне, так и внутренне, легко и радостно общение с Богом, он достигает заложенного Творцом предназначения, обретает внутренний мир и покой.
Постараемся, дорогие братья и сестры, дни поста провести так, чтобы очистить свои мысли, сознание и понять, что в земной жизни нам не так уж много надо для того, чтобы провести ее достойно, стать настоящими небожителями и пребывать с Богом в вечности.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ