Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю Великого поста. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь как чадолюбивая мать все настойчивее и настойчивее нам напоминает об изменении нашей жизни, о покаянии, приводит спасительные для нас примеры. Сегодня отмечается память преподобной Марии Египетской, которая по современным понятиям, в общем-то, ничего особенно плохого и не делала.
Жила она богато, с детства все у нее было. Она никого не обижала и не обманывала. Мария наслаждалась жизнью, как хотела, жила в свое удовольствие. Понятие удовольствия всегда у человека греховное. Она грешила и в грехах, страстях и неге проводила свою жизнь. Но жизнь в Александрии ей наскучила, и как-то однажды она решила поехать посмотреть, как люди живут в других местах. Ей стало интересно, так же ли они нежат свою плоть, живут в удовольствиях, или, может, существует какая-то иная жизнь. Мария поехала в Иерусалим вместе с паломниками. По дороге она опять грешила. В Иерусалиме, когда она хотела подойти поклониться Животворящему Кресту Господню, Господь ее не допустил. Он показал ей, что, если человек живет по своей воле, в пороках, то не надо подходить к распятому Спасителю и своей страстностью, греховностью пачкать Святость, Любовь Божественную. Мария вдруг осознала, что ее жизнь совсем не удовольствие, и страсти совсем ее не насыщают. Она ощутила внутреннюю пустоту, удаленность от Бога, поняла, насколько греховная жизнь ее развратила и разъединила с Богом, пришла в ужас, решила исправиться, взяла три хлеба, пошла за Иордан и прожила там сорок семь лет в великом воздержании и трудах над собой.
Жизнь каждого из нас похожа на жизнь преподобной Марии Египетской. Не всегда, конечно, бывают такие низменные падения, как у нее, но жизнь в изнеженности, страстях, любви к своей плоти и себе наблюдается у нас постоянно. Если мы называем пребывавшую в грехе Марию великой грешницей, то сейчас достаточно включить телевизор и увидеть, как точно такие же блудницы, изнеженные, холенные, не знающие, как себя позабавить, рекламируют себя, пытаются представить жизнь без Бога благом и наслаждением. Когда мы со своими страстями и грехами пребываем в мире сем, то у нас много бывает друзей, помощников в греховных делах. Сам диавол представляется нам «родным отцом». Мы только от него и слышим: «Ну, что же ты не покушал, поешь, дорогой, дорогая. Ты не спал, не спала, ну, поспи, отдохни. Тебе хочется чего-то, ну, что же, удовлетвори свои похоти. Наслаждайся жизнью, бери от нее все». Прямо «родной отец»! Как для Марии Египетской, так и для всех.
Мария захотела жить благочестиво, с Богом, и диавол оказался чистым зверем. Он восстал на нее. По свидетельству Преподобной, семнадцать лет она боролась сама с собой. В пустыне нет никого, с кем бороться? Вокруг пустота, никого и ничего нет, и она боролась с собой, со своими страстями, с диаволом, который вдруг превратился в ужасное, злое животное. Внутри все вдруг ополчилось против нее, и от этой борьбы она изнемогала до того, что падала как мертвая.
Когда мы идем за Богом, то у нас тоже, случается, пропадает много знакомых, друзей. Порой даже родственники восстают: жены, мужья, дети, родители ополчаются: «Что же вы с собой делаете? Вы идете к Богу, как же вам будет плохо с Ним!» Но человек в земной жизни, как в теле согрешил, так в теле должен покаяться.
Церковь нам об этом напоминает. Если мы, живя в теле, успели нагрешить и не успели покаяться, значит, нас ждет вечная погибель, вечная смерть, тогда перед нами уже вечно будет истинное лицо искусителя, диавола, вечные мучения и страдания. Не будет его ласок: «Успокойся, поешь, понежь себя, поспи, разленись, утешь себя». Мы ничего этого не услышим, будут только вечные мучения. Церковь нам напоминает, дорогие братья и сестры, чтобы мы успели в земной жизни остановиться как Мария Египетская, взглянуть на себя глазами Божественной правды. Не той мирской лжи, которая существует вокруг нас, а глазами заповедей Божиих, задумались, к чему мы стремимся, что нам дороже, готовы ли мы ради любви к Богу чем-то пожертвовать, самым небольшим: своей изнеженностью, ленью, нежеланием послужить Богу и ближним.
Сегодня, вспоминая великую грешницу, которая потом стала великой праведницей, Церковь нас успокаивает и говорит, что у каждого грешника, как бы низко он ни опускался, есть возможность восстать и быть с Богом. Стараясь избавить нас от греховной тьмы, Церковь нам напоминает: «Востани, душе, что спиши, конец приближается». Этот конец для нас совсем близок. Нам ошибочно кажется, что Господь далеко и нас не видит, не знает, а наша временная жизнь — это вечность. На самом деле, она очень скоро пройдет, и нам придется предстать пред Богом и дать ответ за то, как мы прожили жизнь в этом греховном мире.
Постараемся, дорогие братья и сестры, остановиться, посмотреть на себя, на слушать голос нашего врага, который пытается нас успокоить, удалить от Бога, все свои силы и труды приложить для того, чтобы очистить свою душу и выйти победителями из той борьбы, которая в земной жизни предстоит каждому из нас, и которой никогда и никто не избежал. Мы должны помнить, что жизнь — это, в первую очередь, испытание, и от того, как мы выдержим его, зависит наша участь в вечности.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.