Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Вход Господень в Иерусалим. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник является особым. Он показывает и наши человеческие немощи, и величие Божие. Незадолго до своих страданий Господь на молодом осле входит в Иерусалим, и народ прославляет Его, восклицает: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» (Ин. 12:13). Иудейский народ прославлял Спасителя. Через три дня эти же самые люди из маленького городка в крохотной стране будут кричать: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6). Кричать будут более двух часов со злобой и желанием Ему отомстить. За что и почему? Почему так быстро меняется, как мы сейчас говорим, общественное мнение? От чего оно зависит? Почему люди так изменчивы и не воспринимают Бога?
На самом деле, мы себя плохо знаем, порой совершенно не осознаем, не видим, не понимаем, кто мы такие. Наша слепота происходит оттого, что мы очень любим греховный мир и себя, нежим себя, гоняемся здесь, на земле, за светлым будущим. Вспомним, как совсем недавно в нашей стране миллионы бежали за призраком, светлым будущим, круша все на своем пути, убивая всех, кто не с ними и кто не верил в это. На земле будущего нет, тем более, светлого. Есть только пропасть, к которой человек подбегает и ужасается. Но, тем не менее, все стремятся к земным греховным наслаждениям. Точно так же и Спасителя иудеи прославляли потому, что любили себя, думали, что Он принесет им светлое будущее, и они будут на земле наслаждаться грехами и, в то же время, ни за что не будут отвечать, жить в злобе, и не будут страдать. Абсурд! Поэтому Спаситель и говорит, что нужно отвергнуться себя, возлюбить Его и иной мир: не греха, а святости, добродетелей, мир Небесный, мир любви. Только там есть будущее, и больше его нет нигде.
На земле мир Небесного будущего распинается. Почему в сегодняшних церковных песнопениях вспоминается Крест Христов и Его последующее Воскресение? Потому что здесь, в земном мире, страдания от наших же грехов и беззаконий. У грехов и беззаконий никогда не бывает будущего, тем более, светлого. Всегда темная пропасть. Но для того, чтобы это понять, возлюбить иной мир и отречься от греха, человеку нужно пройти через испытания, пострадать, возлюбить Бога больше, чем страсти, грехи, понести свой крест, и тогда только наступит Светлое Христово Воскресение и вместе с ним наше воскресение.
Когда мы не осознаем себя, то приходим в храм и думаем, что здесь все необыкновенно. Так же, как иудеи увидели, что идет кто-то, кричали, шумели, постилали одежды, думая, что сейчас наступит их величие, и они все будут необыкновенные, станут на земле владеть всеми. Так и человек приходит в храм и думает: «Все, пришел, теперь я уже на Небесах, Господь мне прислуживает вместе со всеми святыми. У меня светлое будущее, творю, что хочу. А все вокруг меня крутятся, вертятся, и ничего я исполнять не буду. Как это хорошо, буду не таким, как сейчас, а еще хуже, но все меня будут любить, лелеять, и у меня будет светлое будущее». В храме ему говорят: «Чтобы светлое будущее наступило, ты возлюби Бога, а не себя, попостись, помолись, пострадай, потерпи оскорбления, с собой поборись». Человек начинает ненавидеть и Бога, и Церковь. Он разочарован: «Мне сказали, чтобы я полюбил Бога и трудился над собой, а я слышал по радио и видел по телевизору, как обещали легкую христианскую жизнь». А жизнь, оказывается, состоит не из обещаний, пустых слов, веселых улыбок и того, как люди красиво одеты и хорошо говорят, а из реальности нашего греха, черствости, злобности, страстности, которые нас не пускают в светлое будущее, искажают ум, знания, вообще лишают нас разума. И мы сегодня говорим одно, завтра другое, ищем какое-то общественное мнение. Нет его и быть не может. Есть страстность, греховность, привязанности, манипуляции и больше ничего.
Необходимо понять, если мы хотим стать гражданами Неба, быть вместе со Христом, с Ним воскреснуть и пребывать в Небесных обителях в светлом будущем, то прежде этого нужно пострадать, пройти через искушения, терпение, свой жизненный подвиг. Другого пути нет. Необходимо возненавидеть греховность, страстность, которые мучат нас, не дают радости в жизни, в общении друг с другом, отвергнуться своей скверны, возлюбить Бога, и эта любовь вознесет нас от земли на Небо.
Сегодня, прославляя Христа, который несет нам Царство святости, чистоты, непорочности, постараемся соответствовать этому Царству, чтобы и для нас Господь был Владыкой, чтобы наша «Осанна!» была от всего сердца и проходила через всю нашу жизнь. Если собственная греховность мешает нам прославлять Бога, любить Его, то это наш жизненный крест. Нужно постараться все, что нас отделяет от Христа, вырвать из себя, из своего сердца, из своей души, чтобы сподобиться будущего Светлого Воскресения со Христом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.