Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о расслабленном. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Господь во всем Своем творении проявил любовь, и всякое Его действие тоже связано с любовью, потому что Он Сам есть Любовь, и все, что Он может совершать, есть добро и благо.
Сегодня мы слышали, как Господь пришел к купальне, которая называлась Вифезда или «дом милосердия» и исцелил расслабленного, тридцать восемь лет пролежавшего без движения и ждавшего, когда он сможет получить от Бога милость. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:2-4). «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет» (Ин. 5:5). Сам Господь пришел к нему и воздвиг от одра болезни, даровал силы и крепость. «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5:6-9). Расслабленный сразу же встал и взял свою постель. Это говорит о том, что Господь ему дал не только исцеление, но и крепость его ослабевшим мышцам, расслабленным жилам, так что он не просто встал и стал сразу ходить, но даже смог нести свою постель.
Господь Свою любовь распространяет на добрых и на злых, на благодарных и неблагодарных — на всех. Так как исцеление расслабленного произошло в субботу, он был встречен иудейскими начальниками, которые спросили, почему он нарушает день покоя, совершает работу: несет свою постель? «Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели». (Ин. 5: 9-10). Расслабленный ответил, что Тот, Кто его исцелил, повелел ему так сделать, но кто этот Человек, он не знает. «Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» (Ин. 5: 11-13). Потом он встретил Спасителя в Иерусалимском храме. Господь ему сказал, чтобы он не грешил, дабы с ним не было чего еще хуже. А расслабленный вместо благодарности пошел и сказал первосвященникам, что исцеливший его, то есть Тот, Кто заставил нарушить день субботний, это Иисус из Назарета. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:14-16).
Господь к нам милостив. Его бесконечные милости простираются на каждого из нас. Но мы очень часто отвечаем Ему своей неблагодарностью, злобой, жестокостью, потому что у нас в сердце зачастую совершенно нет ни добра, ни любви, только зло. Мы иногда даже не понимаем, что такое добро, и наша злоба нам кажется благом. Купальня Силоам как бы символизирует все человечество, которое находится в болезнях, в расслаблении, и только благодать Божия, которая присутствует в храме, в Церкви, любовь Божественная укрепляет нас немощных в этом греховном мире, помогает нам, восстанавливает нас, дает силы и крепость. А мы очень часто ищем в своем сознании, чем же не угодил нам Господь, что Он сделал не так, как нам бы хотелось. Что-то не так совершается в этом мире, нам кажется, что у Бога мало любви. Но ее мало в нашем сердце, в греховных человеческих душах, и наша неблагодарность и грехи очень часто кончаются для нас печально.
Господь сказал расслабленному: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). А что может быть хуже, когда человек почти сорок лет лежал без движения, болел? Хуже этого может быть только вечная смерть. Евангельский расслабленный, который получил исцеление, ощутил всю силу любви и милосердия Божия, своей неблагодарностью, а потом и грехами, уготовал себе вечную погибель. Также и мы очень часто получаем от Бога много милостей, но не воспринимаем их, не понимаем, ропщем, приходим в храм, но наша внутренняя злоба нас перебарывает. Господь с Его милосердием и любовью становится для нас чуждым, мы Его предаем и тем самым уготовляем себе вечную погибель.
Слушая сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, постараемся понять, что без Бога мы пребываем в полной неподвижности, в расслаблении, в немощи, и лишь только Его милосердие и любовь помогают нам жить в этом греховном мире, дают силы здесь послужить своему Творцу, проявить веру. Постараемся быть Ему благодарными и помнить: все, что есть у нас благого, исходит не от нас, а от Бога.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ