Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о самаряныне. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!


В жизни люди очень часто интересуются многими вещами: искусством, наукой, спортом и так далее, но зачастую забывают о Церкви, о Боге. Человек может проводить много времени за каким-то занятием, например, спортом, фитнесом, другими увлечениями, но ему тяжело помолиться даже несколько минут, трудно поститься. Он может ночи напролет просиживать за азартными играми в ночном клубе, проводить свою жизнь в развлечениях или, как сейчас модно говорить, в культурных мероприятиях, но ему очень скучно находиться в Храме. Ему неинтересно, потому что интересы жизни временной, суетности часто преобладают над интересами духовными. Греховные стремления одолевают нас, сопровождают всю жизнь, мы о них много думаем, занимаем ими ум и сердце. Даже когда вспоминаем о Боге, тут же у нас появляются житейские, суетные мысли, которые не дают нам сосредоточиться на духовных запросах души.
Сегодня Церковь предложила нам евангельское чтение о самарянке. Эта женщина тоже жила житейскими заботами, искала утешений в суете своей жизни. У нее был уже шестой муж, были дети, но она чувствовала, насколько тягостны временные житейские увлечения, как они мучительны, страстны и не созидают, а разрушают человека изнутри. Она постоянно ходила с тяготой земных увлечений, которые давили на ее душу, и искала освобождения от страстности, от греховности. Она желала приложить свои силы, свою любовь к чему-то возвышенному, к тому, что не мучает человеческую душу, а возвышает ее над греховным миром, освобождает от оков греха, страстей, безобразий. И вот произошла ее встреча со Спасителем. Самарянка пришла к колодцу Иакова по необходимости, чтобы взять воды для потребностей своей семьи, и здесь встретила Спасителя, который завел с ней разговор. Сначала речь шла как бы о земном: о воде. Спаситель просил напиться, утолить свою жажду, то есть о том, что потребно человеку каждый день. «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:4-7). Но затем разговор перерастает в беседу о Небесном, о запросах души, которая тоже нуждается в пище и питии. «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:9,10). «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Тут женщина самарянка вдруг почувствовала, что перед ней стоит необыкновенный Человек, может быть, даже Пророк, который знает всю ее жизнь, чувствует ее душевные мучения, видит, как она страдает в земной жизни, пытаясь найти счастье, и, чем больше его ищет, тем несчастнее становится. «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19).
Да и сейчас, если мы посмотрим вокруг, то увидим, что все больше и больше становится несчастных людей, потому что они ищут ложного счастья. Господь указал самарянке на то, что настоящая жизнь души человека требует иных запросов: не простой обыденной пищи и воды, которые так необходимы телу, а духовного удовлетворения — воды живой, благодати Божией, без которой наступает внутренняя смерть. Если мы носим в себе духовного мертвеца, заживо начинаем разлагаться, то это мучительно и пагубно отражается и на теле. Разложение внутреннее сопровождается многими телесными болезнями, страданиями плоти.
Женщина самарянка поняла, что перед ней необыкновенный Пророк, который видит ее душу, знает ее запросы. Она почувствовала взгляд, который пронизывает ее, услышала слово, которого никогда не слышала, ощутила, что из Его уст исходит благодать, и это на самом деле живая вода для ее души. Она сразу же возлюбила Спасителя той любовью, которую пыталась применить здесь, на земле, найти для нее предмет. Она уверовала в Господа, который открылся ей первой, сказав, что Он есть Мессия, Христос, и верующий в Него не будет жаждать вовек и удовлетворит в себе потребности человеческой души. «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26).
Но путь женщины самарянки был не так краток, как описано в Священном Писании. Он не был дорогой от дома до колодца и обратно, это был путь всей ее жизни. Это были страдания со всеми шестью мужьями, житейские скорби, многочисленные переживания, бесконечные думы о своей духовной жизни и угрызения совести. Но она в один миг, в одночасье, обрела Спасителя и стала проповедницей о Нем. По ее слову, а затем уже и по общению со Спасителем, многие самаряне уверовали во Христа. Впоследствии эта женщина, мученица Фотиния, пострадала вместе со всей своей семьей за Христа, претерпев мученическую смерть.
Священное Писание говорит нам, что, если мы на самом деле хотим жить для удовлетворения не только своих плотских потребностей, но и духовных, то необходимо чистосердечно, искренне, без всяких условностей возлюбить Бога. Очень многие приходят в Храм со своими условиями. А что, если я это выполню, но не совсем так, а немного по-другому? А что, если я буду исповедоваться не так часто, а причащаться почаще? А что, если я буду поститься, но по мере каких-то своих возможностей и сил: не всю четыредесятницу, а три дня в неделю? А что, если я буду делать что-то, но со своими условиями? А христианство подразумевает любовь без всяких условностей. Почему христианство так тяжело приживалось в этом искаженном, страстном и условном мире? Потому что, в принципе, все религии, все идольские поклонения, существовавшие до Христа, были условными. Совершенно не важно было, как и кому ты поклоняешься. Собрали идолов — поклонись всем подряд. Неважно, что ты о каждом из них думаешь. Может, ты их ненавидишь, вообще не веришь, но просто воскури фимиам, брось щепотку чего-то, а что у тебя в душе — это совершенно неважно. Важно то, что все живут, как хотят и поклоняются чему угодно и всему подряд. И вот, появилось христианство, которое упразднило все условности. Христианин не может поклониться идолу, потому что внутри себя он не может совместить любовь к Богу и идолу, у него не может быть условностей и обмана. Он не может лицемерить, иначе это уже означает отречение от Христа, человек перестает быть христианином. С одной стороны, очень тяжело разделить себя надвое: это мне позволено, а это совершенно не дозволяется ни при каких обстоятельствах, потому что не может быть любви к Богу лицемерной, обманчивой, лживой. Не может быть, что сегодня я люблю Бога, завтра не очень, а послезавтра я Его ненавижу. Это невозможно. К этому человеку очень тяжело привыкнуть, потому что внутри нас вырастает очень много идолов. Наше здоровье, окружение, телесные потребности — все противоречит любви к Богу. Мы хотим сделать так, чтобы наши привычки и установления церковные не сталкивались, желаем их как-то примирить в себе. Вроде, мы и христиане, вроде, и все позволено. Но на самом деле, так быть не может. Церковь приводит нам пример самарянки, которая сразу, в одночасье, разделила в себе земное и Божественное. Увидев Христа, она уверовала в Него всем сердцем, возлюбила Его всей своей душой, стала проповедницей и пострадала мученической смертью.
Сегодня Церковь говорит нам, чтобы мы чистосердечно возлюбили Бога без всяких условностей и лицемерия и удовлетворили потребности своей души Его Божественной благодатью, Его Пречистым Телом и Кровью. Потому что Он возлюбил нас всех нелицемерно и безусловно, вплоть до Своей жестокой Смерти, Своих невероятных Страданий. Господь пролил за нас Кровь, Он не сделал ничего такого, что понималось бы так или иначе, а всей Своей жизнью показал, что Любовь, с которой Он пришел к людям, руководила всей Его жизнью, и каждый ее миг был проявлением этой Любви, каждое слово — болезнью о страждущем в греховном мире человеке. Нам необходимо Ему ответить тем же, чтобы сподобиться Царствия Небесного, благодати от Бога и Его любви.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.