Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Вознесение Господне. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вознесение Господне совершилось на Елеонской горе на сороковой день после Воскресения Христова. Вместе со Своими учениками Господь взошел на Елеонскую гору и здесь в великой славе стал возноситься на небо и, когда возносился, благословил учеников, и они при виде этого торжественного великого события возрадовались радостью великою. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:50-53).
Эта радость сопровождала Апостолов всю жизнь. Человек существо смертное, слабое, ему всегда нужна какая-то поддержка. Ученики, несмотря на многочисленные чудеса, совершенные Спасителем, и Его Воскресение, всегда сомневались в своей душе, что Он истинный Бог, Творец и Создатель всего. И вот теперь Он показывает Свою славу, что Он не просто Человек, но Творец и Создатель, находится одесную Бога и Отца, что Он всемогущ, всесилен, и Ему служить радостно, благородно, и никому более, кроме Его, с такой честью служить невозможно.
Благословение, которое получили Апостолы, было дано не только им, но и всей Церкви. Это благословение вечное. Оно и сейчас поддерживает и укрепляет нас. Оно действует и в наши дни. Мы приходим в Храм слабые, немощные, получаем здесь от Бога помощь, поддержку и выходим с великой радостью так же, как Апостолы. «Еже о нас исполнив смотрение», — поется в кондаке праздника. Господь на земле совершил дело спасения человека, который был унижен настолько, что пребывал в грехе, в страстях, беззакониях. Это было величайшее унижение венца творения Божия. Человек находился в беспроглядной, греховной тьме, но осознавал то, что сотворен для того, чтобы жить на Небе, общаться с небожителями, служить Богу. Это осознание разрывало человека на части, но он никак не мог возвыситься над грехом, над страстью, и Господь совершил великое дело спасения человека. Он вознес его в Своей плоти от греховного мира на Небеса, и не просто на Небеса, а выше Ангельского мира, сев одесную Бога и Отца. И теперь каждый, кто служит Богу, может к Нему бесконечно приближаться, возвышаться над страстностью, греховностью, над своим унижением, побеждая в себе с Его помощью и силой страстные, греховные зачатки, возноситься на Небо и даже пребывать выше Ангельского мира.
Господь, как мы слышали в праздничном песнопении кондака, нас не оставляет и «пребывает с нами неотступно», поддерживает и укрепляет: «Аз есмь с вами и никтоже на вы», поэтому для нас великая радость, что, живя здесь, на земле, мы имеем Главу Церкви и служим Тому, Кто превыше всего, величественнее всех, помогает нам возвышаться над землей и возноситься на Небо. Это великая радость. С этой радостью Апостолы пошли проповедовать по всей земле. Их проповедь заключалась в том, чтобы дать возможность человеку, убитому грехом, расслабленному внутренне, с помощью Божией собрать в себе духовные силы, получая от Бога благодать, в себе проявлять предначертанный Спасителем образ Божий, все самое лучшее и благое, для чего мы были созданы Творцом.
Сегодня, смотря на сидящего одесную Бога и Отца Спасителя, призывающего нас также возноситься от земли на Небо, будем помнить, что Его Вознесение означает и то, что Он еще придет, но уже не в зраке раба, а в славе Божией, в той славе, в которой Он сейчас пребывает, для того, чтобы определить каждого из нас: кто вместе с Ним, является Его учеником, слушает Его, стремится к горнему, и кто, наоборот, унижает себя своей жизнью: непослушанием, неисполнением заповедей Божиих, отвержением Его благодати, изгнанием Спасителя из своего сердца. Его второе пришествие определит для каждого из нас место пребывания в вечности. Постараемся, дорогие братья и сестры, помнить о том, что Господь совершил великое дело спасения. Он призывает нас к Себе, чтобы мы пребывали в Его славе, в Божественной благодати, наслаждались жизнью, любовью и добром. Но начатки всего этого мы должны своим трудом положить в своей душе и сердце здесь, на земле. Помолимся нашему Творцу и Создателю, чтобы Господь укрепил нас в служении Ему и даровал нам Свое благословение и великую радость.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.