Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю Святых Отец I Вселенского Собора. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь в Своей первосвященнической молитве молился о единстве Его учеников, последователей, о единстве людей между собой и о единстве человека с Богом. Он говорил: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Человек был сотворен для того, чтобы пребывать в общении, единении с Богом. Эта связь была разорвана. Своим воплощением Господь вновь соединил человека с Богом, дал возможность общаться с Творцом. Он снизошел на землю и принял сотворенное земное вещество. Однако злоба, грехи разделяли людей и отделяли человека от Бога. Еще апостол Павел писал одному из своих учеников, пресвитеру Ефесской Церкви: «По отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29). «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31).
Всегда находились служители зла, греха, которые старались унизить Бога и человека. Сегодня мы вспоминаем святых Отцов первого Вселенского Собора, которые собрались по случаю того, что появились именно такие волки, о которых писал еще апостол Павел. Один из них Арий, священник, пресвитер, очень хорошо образованный, был большим постником, имел худой вид, хорошо разговаривал, но обладал необыкновенной внутренней гордыней, тщеславием, поэтому стал учить, что Господь, пришедший на землю, не Истинный Бог, а сотворенное существо, тем самым унижая и Бога, и человека. Если ради спасения человека Сам Господь сошел на землю, то, какое же значение имеет каждый из нас? Как мы значительны в очах Божиих, как ценны, насколько наша душа велика, так, что весь остальной мир не стоит одной человеческой души! А, унижая Бога, тем самым, может быть, не осознавая, Арий унижал всех людей, все человечество. И для того, чтобы это лжеучение не разделило Церковь, не проникло внутрь Ее, был собран первый Вселенский Собор. На нем святые Отцы составили первую часть Символа веры, который мы сейчас поем за каждой Божественной литургией, читаем в утренних молитвах. В Символе веры сказано, что Господь Истинный Бог, Он не сотворен, а предвечно рождается от Отца, Он единосущен Отцу. Тем самым святые Отцы сохранили истинную веру, передали ее нам, показали, насколько велик человек, ради которого Сам Господь сошел на землю и претерпел страшные страдания, и в то же время, насколько ответственна наша жизнь.
Святые Отцы первого Вселенского Собора, собравшись, не решали никаких вопросов, касающихся земной жизни, бытовых условий человека. Они решали вопросы о том, как человеку жить, чтобы спасти свою душу, достичь Царствия Божия. Потому что, если человек лишается вечной жизни, то он несчастен. Несчастен уже здесь, на земле, ибо душа его погибает, умирает, несчастен он будет и в вечности. А, если человек достигает и приобретает во время земной жизни способности быть с Богом, с Ангельским миром, наслаждаться блаженством, Божественной благодатью, то уже здесь он счастлив, его жизнь превращается в рай, независимо от тех условий, в которых он живет и пребывает. Как сказано в Священном Писании: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Оно начинается во время земной жизни в нашей душе. Именно от того, что душа чувствует связь с Богом, с Небесным, она ощущает себя как частицу Небесной Церкви. Это является залогом нашего блаженства и вечной радости.
Сегодня, прославляя святых Отцов первого Вселенского Собора, постараемся хранить то богатство, которое они нам передали, в чистоте соблюдать Православную истину, потому что от этого зависит наше будущее. Любое, даже не такое, как ересь Ария, а самое малое искажение церковного учения ведет к погибели человека, разрыву его связи с Богом. Часто мы приходим в Церковь и думаем: «Это мелочь, это можно не соблюсти, не обязательно что-то делать, у меня внутри все есть. В душе у меня все есть, а внешне я ничего не хочу исполнять, а, если и делаю, то не так, как Церковь велит, а как мне захочется, понравится или как я своим умом достиг». Это путь гибельный. Он ведет к разрушению самого себя, созданию идола, самости в своем сердце, в своей душе, к поклонению самому себе. Что сделал тот же Арий? Он отрицал Бога, убрал Его. А вместо Него, кто Богом стал? Гордыня Ария, его разум, его внутреннее величие сделали его самого богом. Хотя внешне он в Церкви много чего соблюдал: был молитвенником, постником, совершал Богослужения, был пресвитером, даже кандидатом во епископы Александрийской кафедры, но гордыня помешала ему пребывать в Церкви. Арий был проклят, на него была наложена анафема, он погиб смертью временной и вечной, сейчас находится в вечных мучениях. Мы должны хранить истину, нести послушание Богу, не заменять Его своим умом, собственным маленьким несовершенным разумом, не стараться найти здесь, на земле, тех, кто тоже являлся бы заменой Богу. Нужно найти такого пастыря, который сам себя не очень возвеличивал, своих пасомых приближал и вел к Богу, учил их так, как наставляет святая Церковь по правилам, существующим с Апостольских времен.
Сегодня, прославляя святых Отцов, помолимся им, дорогие братья и сестры, чтобы они нам помогли быть верными Богу, хранить истину, следовать ей и отстраняться от всяких лжеучений.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.