Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю по Пятидесятнице. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Ищите же прежде Царствия Божия, и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33), — сказано в Священном Писании. Но для нас, людей живущих совсем по другим правилам, тяжело понять, как это искать Царствие Божие, что же это такое. Царствие Божие — это когда внутри человека живет Господь и руководит его жизнью. В Священном Писании сказано: » Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Но понять, как Господь вселяется в наши души и, как нами руководит, бывает очень сложно.
Господь пришел на Землю в необычайном смирении. Все религии, которые существовали до христианства, да и позже, ищут богов величественных, огромных, больших, которые обладают необыкновенным могуществом, гордыней, властью, страстями. Пришел настоящий Бог в величайшем смирении. Люди очень часто считают, что смирение бывает от недостатка знаний, от внутренних несовершенств, или, как говорят, от «комплекса неполноценности». На самом деле, смирение, которое даже определить тяжело,- что есть такое, бывает не от того, что человек мало знает или внутренне скован чем-то, а скорее всего наоборот. Смирение появляется у человека, когда он начинает познавать себя, свою сущность. Смирение Спасителя было в Его необычайном внутреннем совершенстве, необычайной внутренней гармонии, во внутреннем достатке. Господу не нужно было Себя утверждать чем-то земным. Ему не нужно было внешней славы, не нужно было самоутверждения своими страстями, гордыней, потому что Он внутренне был гармоничен, совершенен. Человек, христианин, идущий по стопам Спасителя, так же должен свою душу, которую мы превращаем в дом с открытыми окнами и дверями, в котором бушуют ветры страстей и грехов, превращать, с помощью Божией, в тихое пристанище Божественной благодати. Стараться избавляться от своих грехов, внутренне создавать в себе гармонию, спокойствие в своей душе, достигать внутренних совершенств, чтобы ветры страстей не руководили нами, а мы сами гармонично развивались, владели собой и шли путем, предначертанным Богом.
Спаситель говорит в сегодняшнем евангельском чтении, что этот путь очень легок и прост. Посмотрите на природу, на птиц. Как украшает Господь даже цветы, как птицы каждый день получают пищу, не запасают ее даже на день вперед. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:25-26). Господь показывает человеку, что в Законе Божием, по которому был создан мир, заключается все необходимое для существования человека, для его полноценного внутреннего развития, для внутренней гармонии и красоты. Но когда человек начинает разрушать Закон Божий, тогда он лишается помощи Божией и благодати, внутреннего спокойствия, внутренней гармони и красоты, лишается поддержки благодати Божией. Суетится, что-то делает, к чему-то стремиться и ничего не получается, потому что суетится и делает все вне Закона Божия. Делает по своему хотению, по своей гордыне, по своим страстям. Сам не понимая, что пытаясь что-то создать не по заповедям Божиим, он просто разрушает себя и окружающих, разрушает творение Божие. И только, когда человек начинает жить по Закону Божию, по заповедям, тогда он начинает получать все. Господь сказал: «Ищите же прежде Царствия Божия, и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33) Если человек найдет гармонию с Богом, обретет в своей душе Бога, то Господь все необходимое подаст нам, у нас все будет в избытке. Мы сами иногда даже не осознаем, с одной стороны, как это просто, а с другой стороны, как оно непостижимо для нашего ума. Вот, например, мы просим смирения у Бога. Приходят многие и спрашивают: «Батюшка, а как научиться смирению?» И просят смирения. А что такое просить смирения? Это значит просить поношения, насмешек, издевательств над собой, уничижения и в этом находить успокоение, все терпеть и смиряться. Но попробуй не угоди тому, кто приходит и просит смирения. Он его просто не ищет, он не понимает, что ты пришел искать добродетель, а добродетель приобретается через сложность земной человеческой жизни. Через тяготы земные к легкости жизни Небесной. А мы хотим здесь найти легкость, забывая, что легкого пути в Царствие Божие не бывает. Легко можно научиться страстям, грехам, несовершенствам. Мы просим других добродетелей, просим любви и не понимаем, что, просим, чтобы нас ненавидели. Потому что любовь-то и проявляется в ненависти других к тебе, а не в том, чтобы тебя все любили, а ты сам жил как хотел. Если просим добродетели, значит, мы просим страданий за Христа, значит, мы просим, чтобы в этом горниле испытаний как-то совершенствоваться, но не хотим сделать самого малого, а без этого Царствия Божия не достичь. Добродетели нам необходимы в нашей жизни. Вроде бы в жизни ничего не меняется: так же мы живем, те же проблемы — но начинаем смиряться. Отношение к житейским проблемам становится совершенно другое. Вдруг мы понимаем — эта проблема не извне, не потому, что соседи нас лазером облучают, или кто-то прошел и плюнул в нашу сторону, или иголку нам подсунули под коврик, а проблема оказывается у нас в душе. Эта внутренняя наша болезнь и страдания нам совершенно необходимы, чтобы нас исправить. Мы начинаем понимать, что вся наша жизнь — это сплошной промысел Божий, начинаем ценить свою жизнь, относиться к ней по-другому. Начинаем видеть Бога в каждом своем движении, в каждом дыхании, во всем, что с нами случается. Это осознанный путь скорбей, который ведет к Богу. Конечно же, на этом пути необходимо нам смирение и послушание Богу в первую очередь.
Один подвижник пришел к старцу и просил у него поучений, спрашивая, как приучить себя к послушанию, к смирению. Старец ему говорит: «Если ты к кому-либо пришел, то не говори до тех пор, пока тебя не спросят». Вроде очень просто, а на практике как это тяжело. Как гордыня нас заставляет высказывать свое мнение, перечить, спорить, отстаивать свою точку зрения. Преподобный Макарий Великий как-то шел с гор в келью с дровами, за которыми он ходил, и встретил его бес, который хотел его толкнуть, чтобы дрова и труд были напрасны для преподобного Макария. Однако сказал преподобному, что не может этого сделать. Преподобный спросил: «Почему?» «Потому что все, что ты делаешь, я умею делать: и молчать, и поститься, и не спать — но одного у меня нет, которое не дает тебе сделать вред»,- ответил бес. Преподобный его спросил: «Что?» — «У тебя есть смирение, которое не дает мне возможность нанести тебе вреда». Если мы себя внутренне смиряем, если сами себе не наносим вред грехами, страстями, своей гордыней, то никто и ничто нам не может навредить в нашей жизни. Самые большие враги мы сами себе. Мы сами себя разрушаем, мы сами себя внутренне обезображиваем. Если мы хотим искать Царствие Божие, как сказано в Священном Писании, то необходимо смирить себя, жить по заповедям Божиим и смотреть на себя, на свою жизнь, видя в ней промысел Божий и свои несовершенства.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.