Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пятидесятнице. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю подошел римский сотник, у которого был болен слуга, молодой человек. Сотник понимал, что никто из людей помочь его слуге не может, и пришел к Спасителю. Господь сразу же выразил свое желание прийти и помочь умирающему. «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; Ибо и я подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет, и другому: приди, и приходит, и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8: 8-9). Это Евангельское чтение читается в воскресный день нам для назидания. Почему же оно читается? Для поучения в Церкви всегда приводят нам примеры, которые жизненно необходимы, которые учат нас жить просто и по-христиански. Чему учит нас пример этого милостивого сотника? Во-первых, правильному отношению к окружающему миру. Отношению не только к своим ближним, но и ко всем людям, к природе, ко всему творению Божию. Сотник пришел просить даже не за своего сына, не за члена семьи, а за раба, который, в общем-то, по земным понятиям для него ничего не стоил. Но он относится к этому рабу, как к члену своей семьи, как к своему родному. Идет и просит Спасителя, умоляет о нем.
Святые говорили, что человек, живущий на земле, будет отвечать за все, что Господь ему дает, даже за веревки, которые он использовал не по назначению. Велика ответственность жизни, и мы должны с трепетом и благоговением относиться к тому, что Господь нам подает, в том числе и к природе, и к животными. Преподобный Пафнутий Боровский очень любил животных, птиц. Вокруг его монастыря поселились многочисленные птицы — грачи. Он велел, чтобы никто их не трогал, потому что человеку всегда что-то мешает, даже птицы, которые, кажется, пытаются нагадить точно на него. Однажды мимо монастыря ехал на коне сын воеводы, натянул лук, выпустил стрелу и убил одного из грачей. Повернул голову и хотел похвастаться перед своей свитой, как он метко стреляет. И вдруг почувствовал, что не может повернуть голову назад. Сын воеводы испугался, поехал в монастырь к преподобному Пафнутию, стал просить, чтобы он своей молитвой исцелил несчастного. Преподобный сказал ему: «За невинную кровь грача Господь тебя наказал». Отслужил молебен, окропил его святой водой, благословил Крестом, и голова у несчастного встала на место. Мы, дорогие братья и сестры, свою голову тоже должны приучать к тому, чтобы она занимала свое место, и мы думали, что совершаем, что делаем, помнили об ответственности за поступки, за все наши действия.
Пример сотника говорит нам и о том, насколько велика вера человека. Сотник, воин, особенно в те времена — это человек очень мужественный, жестокий. Он постоянно находился в походах, участвовал в кровопролитных войнах, казалось бы, что его могло беспокоить? Он не жил в такой как мы изнеженной обстановке, постоянно видел смерть вокруг себя, сам подвергался смертельной опасности, в любое время мог получить приказ и пожертвовать собой. Казалось бы, было ли у него время, вообще, о ком-то или о чем-то думать, но его сердце оказалось добрым, несмотря на жизненные обстоятельства, на которые мы часто ссылаемся. Вера сотника оказалась глубокой, такой, что Господь сказал: «…истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 10-12). Многие из тех, которых правоверные иудеи считали варварами, жестокими, грубыми, оказались духовно выше считавших себя Богоизбранным народом. Вера сотника оказалась настолько велика, что он попросил за слугу, промолвил слово, по его мольбе Господь исцелил страждущего, восставил с одра болезни, сделал здравым.
Мы часто приходим и говорим, что молимся долго, очень долго, за своих детей, за своих родственников, и Господь нас не слышит. Значит, у нас нет такой веры, как у этого грубого, по нашим понятиям, жестокого воина, нет такого мягкого и доброго сердца, мы еще более черствые, несмотря на изнеженность нашей жизни. Если на самом деле мать или отец, или еще кто-то из родственников любит своих детей, имеет глубокую веру, неужели Господь не услышит этого человека, если мольба исходит от чистого, доброго и благого сердца? Но наши мольбы исходят не из доброго сердца, и за своих родственников и близких мы порой просим и молимся Богу даже не так, как многие за чужих. Нам кажется, что это не наше сердце жестокое, и не наша душа огрубевшая и бесчувственная, а виноват даже Господь, потому что не слышит нас, может еще кто-то, но себя смягчить мы не можем. Мы не имеем такой веры, которая помогала не только нашим ближним, но и нам самим, в наших болезнях, в наших скорбях. Какие мы немощные, лишь только нас затронь самая маленькая болезнь, мы сразу унываем, отчаиваемся, ропщем. В болезни для нас мир теряет всякий смысл, красоту, мы ничего уже доброго не видим, потому что в нашем сердце нет добра: наша злоба затмевает наше зрение, наши очи, наш слух. И не случайно Церковь приводит нам в пример этого сотника, воина, который, несмотря на обстоятельства своей жизни, на жестокость, с которой он сталкивался каждый день, имел необыкновенно доброе сердце и глубокую веру.
Нам всем, дорогие братья и сестры, предлагается этот пример для того, чтобы и мы украшали свое сердце, свою душу милосердием, состраданием, любовью к ближнему и глубокой верой в Бога, которая помогает нам жить. Жить, принося многочисленные благие плоды в жизни земной.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.