Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пятидесятнице. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды Спасителю встретились двое одержимых бесами, и бесы говорили Ему: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8: 29). Оказывается, бесы знают, что будет Страшный Суд, и после него их ожидают вечные мучения. Бесы просили Спасителя, чтобы, если Он изгонит их из людей, не возвращал их в бездну, а послал в стадо свиней. «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите» (Мф. 8:29-32). После того, как бесы вселились в стадо свиней, все стадо бросилось в море и утонуло. «И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32). Жители этой страны пришли, увидели, что бесноватые, одержимые, которых боялась вся округа, сидят у ног Спасителя, тихо и мирно беседуют, и просили Спасителя отойти от пределов их. «Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8:33-34).
У нас у всех есть выбор, потому что Господь создал нас свободными. Есть выбор идти за Спасителем, возвышаться над грехом, над страстями, обретать в Боге свободу, внутренне себя украшать, быть выше страстности, греховности, наслаждаться общением с небожителями, с Ангельским миром. Есть и другой путь — путь жизни во грехе, в страстях. Но грех оказывается для человека самым страшным палачом. Через грех человек страдает, скорбит, разрушаются семьи, человек теряет свой человеческий облик, превращается во что-то низменное, мерзкое, отвратительное. Грех еще здесь, на земле, начинает человека наказывать. Как сказано в Священном Писании, грех связывает человека. Каждый из нас испытал на себе, когда мы совершаем грех, появляется какая-то внутренняя скованность, несамостоятельность, внутренняя печаль, скорбь, которые часто даже парализуют нашу волю, наши движения. Только Господь может освободить от власти греха. Дьявол или бес — это олицетворение греха, и когда мы соприкасаемся с грехом, служим ему, тогда он нас превращает в таких же больных людей как евангельские одержимые, бесноватые, которых страшатся и боятся окружающие, которые сами себе не рады, наводят скорбь на ближних, и сами претерпевают многие болезни и неудобства.
Святые подвижники говорили: «Если хочешь грешить, то терпи скорби; если не будешь грешить, то не будет у тебя и многих скорбей». Мы сами выбираем путь греха, своего внутреннего паралича, своего внутреннего безобразия. Конечно, здесь, на земле, человек много придумал для того, чтобы оторвать себя от Бога, стать пленником земной греховной жизни. Все прелести греха, страстей, которые только снаружи благовидны, а внутри приносят нам страдания, можно преодолеть только с помощью Божией, если мы смиряемся перед Богом, идем за Ним и вместе с Ним.
Преподобному Антонию было показано великое множество всяких сетей, которые человек не может преодолеть, и сказано было, что только смиренный все преодолеет. Смиренный преодолеет не потому, что он какой-то особенный человек, а потому, что он живет не один, а со смирением идет за Христом и вместе с Ним. Господь Сам смиренному прокладывает путь и дорогу в Царствие Божие, а для Бога все диавольские сети, конечно же, легко преодолимы.
Свиньи олицетворяют земную греховную человеческую жизнь, потому что грех — это грязь, в которой любят валяться свиньи, и люди тоже бывают не лучше свиней. Нам нужно себя смирить для того, чтобы Господь, Который всегда рядом с нами, помог нам возвышаться над греховностью, иначе мы уподобимся гадаринским жителям, к которым пришел Господь, как приходит Он и к каждому из нас, но для которых свиньи (страсти и грехи) оказались ближе для их сердец, для их душ, чем Господь. Они больше возлюбили греховность, свою плоть и страсть и прогнали Бога. Так и мы ради своей греховности, своей страстности, прогоняем Бога из своего сердца, из своей души. Борьба, которая происходит внутри нас, это борьба добра и зла, Бога и дьявола, она продолжается всю нашу жизнь, не прекращается ни на день, ни на час. Святые подвижники об этом постоянно учат, напоминают нам, да и сам Господь сказал в Священном Писании: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже перваго» (Мф. 12:43-45). Очень часто так происходит и в жизни. Смотришь, прибежал человек, помолился, прокричал в Храме, на улице: «Я очень сильно, крепко верующий!» — потом пропал куда-то. Иногда встречаешь бывшего верующего и не узнаешь, он появился в Храме, Господь его очистил, но человек опять вернулся к своей греховной жизни и стал еще худшим.
Путь борьбы с грехом — это путь всей нашей жизни, и он не прекращается ни на единый час, поэтому Священное писание и призывает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петра 5: 8), чтобы мы трезвились, смотрели за собой. Иначе мы превратимся в безвольных управляемых людей, которыми движет зло и силы греха. Человек может быть силен с Богом через свое смирение и послушание Ему. Мы из житий святых знаем множество примеров, как Господь своей силой через них творил многие чудеса. Но и у дьявола есть сила. Эта сила тоже может проявляться в человеке. Но это сила зла, которая безобразит нас, превращает в послушные орудия греха и страстей. Если мы пришли к Богу, как гадаринские бесноватые, если Господь очистил нас, наш дом, наше жилище от страстей, от грехов в Таинстве исповеди, покаяния, то постараемся вести Богоугодную жизнь, чтобы те страсти и грехи, от которых Господь помог нам избавиться, не вернулись нам сторицею, и мы не погибли для жизни вечной.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.