Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице. 2010 г.

31 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сразу же после чуда насыщения пятью хлебами многих тысяч людей Спаситель отправил своих учеников через Галилейское озеро на лодке на другой берег, а Сам остался с народом и ночью, когда ученики были уже на середине озера, по водам пошел к ним. «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф. 14:22-24). Сначала ученики испугались, тогда Господь их успокоил. «И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.. 14:25-27). Петр порывался идти к Нему, но увидел волны, стал тонуть, и получил помощь от Спасителя. И лишь только Господь вошел в лодку, как море утихло. «Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих» (Мф. 14:28-32).
Это евангельское повествование напоминает нам нашу жизнь. В каждом из нас бушует море, и в этом море житейском мы чувствуем себя очень неуверенно, слабо и со страхом в маленькой лодке, которая, того и гляди, потонет. Бывают у нас порывы, стремления к Богу, как у Петра, но они быстро прекращаются, и мы начинаем тонуть в своих страстях, грехах. Мир нас увлекает. Но никогда, живя в миру, мы не будем спокойны без Бога, потому что душа человеческая всегда будет искать своего Творца и без Него будет находиться в страхе и смятении. Она никогда себя не обретет и не успокоится, пока не окажется рядом с Богом.
Мы часто пытаемся заменить Бога в этом мире чем угодно: какими-то знаниями, удовольствиями, материальными благами, достатком, и, сколько бы мы ни трудились, более того, чем больше мы трудимся, пытаясь Его заменить в себе страстями, грехами, удовольствиями, материальными благами, тем страшнее нам будет жить, тем хуже будет нашей душе. Если мы мечемся по этой жизни, что-то ищем, чего-то нам не хватает, о чем-то суетимся — это говорит только об одном: мы не обрели Бога. Мы далеки от Него, находимся во власти страстей, грехов, и Он ходит где-то по житейскому морю, но мимо нас. А мы Его, может быть, и видим, но не стремимся к Нему, и пустота в душе только увеличивается. Причем, ничто не может нас успокоить. Так же, как в большом городе, в котором мы живем, мы чувствуем совершенное одиночество: свою ненужность никому, собственную опустошенность. Вокруг много людей, но каждый занят своими делами, у всех свои проблемы. К кому бы мы ни обратились, никто нас не слышит, а, если и слушает, то только поддакивает, чтобы не обидеть нас. Так и человек, который много собирает, стремится что-то получить и в материальном плане, и в страстях, чувствует внутреннюю опустошенность, никчемность и ненужность этой пустой жизни, которая в связи с тем, что мы многим обладаем, только выставляет все новые и новые требования и создает проблемы. Они решаются бесконечно, и никто их не может за свою земную жизнь решить. Все эти проблемы пустые, они не дают нам никакого внутреннего спокойствия. На самом деле, человеку нужно очень немного. Необходимо обрести Бога в своей душе, стараться пребывать с Ним, и тогда, так же, как у Апостолов, в нашей душе наступит тишина, и мы вместе с Богом успокоимся, усмиримся. Господь за нас решит многие наши надуманные проблемы, уврачует наши внутренние раны, поможет нам в житейских нуждах.
Сегодня, слушая евангельское чтение о чуде хождения по водам, постараемся, дорогие братья и сестры, чтобы Господь не был для нас призраком, как сначала для Апостолов, а в нашей жизни Он был реальностью, и мы жили вместе с Ним, в послушании Ему, обретая Его любовь в своей душе и сердце.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.