Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 10-ю по Пятидесятнице. Память прп. Серафима Саровского. 2010 г.

31 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами, дорогие братья и сестры, живем в мире обмана, причем он так завладел нами, что мы никак не можем распознать, понять, что мир обманывает нас, смеется над нами, унижает нас. Когда-то нашим прародителям было сказано: нарушите заповедь Божию и будете как боги. В эту ложь люди поверили, до сих пор мы верим всякой лжи, обману и, вместо того, чтобы жить и царствовать с Богом, пребываем в унижении, в грязи, в страстях.
Сегодня мы слышали евангельское чтение, как однажды к Спасителю отец привел молодого мальчика, отрока. Дети — это, вроде бы, красота, радость жизни, наше будущее, но под видом всего этого скрывался обман, потому что мальчик был одержим бесом, который пытался его погубить, бросал то в огонь, то в воду. Ученики Спасителя ничем не могли помочь этому ребенку. «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф.17:14-16). Господь исцелил отрока, и тот стал себя вести по-другому. «Иисус же отвечая сказал: о, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Мф.17:17-18). Отец его возрадовался, и мир, как внутри исцеленного, так и вне его поменялся, сознание отрока изменилось.
Сегодня мы празднуем память преподобного Серафима Саровского. Казалось бы, для чего человеку уходить в лес, стоять на камне тысячу дней и ночей, изнурять себя постом, молитвой, терпеть жар и холод? Для чего такие труды? Для того-то они понадобились Преподобному, чтобы раскрыть в себе образ Божий: не тот обман, которым мы себя постоянно прикрываем, не ту ложь, которая в нас господствует, и которую мы пытаемся выдать за правду, а показать в себе истинное творение Божие. Преподобный Серафим Саровский через свои труды сумел очистить сознание и душу так, что на самом деле Господь Своей благодатью, Своей славой пребывает в ней во веки. Те, кто с ним общался, видели Божественную благодать в виде яркого света, в виде тепла, стали свидетелями многих чудес, которые совершал он при жизни. Преподобный открывал людям глаза на самих себя, на их предназначение, на их внутреннюю сущность. Причем, он раскрывал все это человеку в простых словах. Он объяснял каждому, кто к нему обращался, что существует много путей, которые ведут к Богу. Это и пост, и молитва, и добрые дела, и постоянная умная молитва, и многочисленный труд. Но каждый должен выбирать сам по своим силам и возможностям. Правила Церкви являются общими для всех. А что сверх этого, человек должен сам выбрать то, что ему больше идет на пользу.
Преподобный Серафим считал, что самую большую пользу приносит человеку непрестанная молитва, и поэтому говорил, что нужно начинать день с молитв «Отче наш», «Верую», потом читать Иисусову молитву, после обеда «Богородицу» и опять заканчивать день молитвой, то есть, постоянно пребывать с Богом. Пускай это будут немногочисленные молитвы, краткие, но необходимо, чтобы человек постоянно пребывал в Боге, не загрязнялся жизненными обманами, ложью, которая проникает в наше сознание, в наш разум. ____Преподобный Серафим жил в начале XIX века. Надо понимать, что тогда мало было грамотных людей, которые читали акафисты, каноны, Псалтирь. Много было, особенно в деревне, неграмотных людей, которые шли к Преподобному, поэтому он их учил самому простому, необходимому: простой молитве, простому труду. В то же время, он показывал в себе образец того, насколько человек может измениться через молитвенный труд, черед подвиг. Как может человек очистить себя до такой степени, что живя еще здесь, на земле, может общаться с небожителями, с Божией Матерью. Сам Спаситель являлся Преподобному. Божия Матерь сказала о нем: «Сей от сродства нашего».
Преподобный Серафим Саровский был для всех радостен и весел. Он видел в каждом человеке посланника Божия. Он верил, что в каждом человеке, каким бы он не был погрязшим в страстях, есть образ Божий, который может в нем восторжествовать, если человек будет каяться, идти к Богу, совершать послушание Ему. Каждый христианин в жизни должен быть прост и кроток. Еще Василий Великий говорил, что если христианин совершает что-то, то все, что он делает, должно быть просто и кротко. Простой и ненапыщенной должна быть внешность. Простой и скромной должна быть его одежда. Человек должен быть прост в общении: не пытаться в словах показать свою суемудренность, витиеватость, непонятность, словесную гордыню. Он должен в простоте и кротости постоянно пребывать пред Богом. Серафим Саровский эту простоту и кротость показывал всем. В простой льняной рубашке, в подряснике, в самой простой одежде великий подвижник с кротким взором обращался к людям с простым поучительным словом. Но каждое его слово доходило до ума и сердца человека, потому что эта простота была так Богомудра и приправлена благодатью, что человеческая душа чувствовала благодать Божественную, истину Божию и, сравнивая ее с жизнью, понимала, насколько много в мире лжи и обмана.
Преподобный Серафим Саровский очень благоговел на молитве. Особенно он почитал храм Божий, говорил, что здесь себя нужно вести еще более просто, кротко, скромно, со смирением, не говорить лишних слов, не ходить излишне, стараться даже взор свой нечасто менять, молясь, может, даже закрывать глаза или смотреть на какую-нибудь икону, чтобы ничто не отвлекало от общения с Богом. Это общение необходимо, особенно в Таинствах Исповеди и Причастия. Причащаться Преподобный многим советовал почаще, но некоторым не рекомендовал часто причащаться, именно тем, кто еще не понял, насколько велика благодать Божественная в Теле и Крови Христовых. Общение с Богом, постоянное с Ним пребывание всегда приносило радость в сердце и душу преподобного Серафима Саровского. Он постоянно был весел, всех встречал с радостью и говорил, что самый большой грех — это грех уныния, а веселость не грех. Если человек внутренне радуется общению с Богом, то это не только не грех, а благодать Божественная, это истинная христианская жизнь.
Сегодня мы, вспоминая преподобного Серафима Саровского, дорогие братья и сестры, помолимся ему, чтобы Господь и нам помог в кротости и простоте прожить свою жизнь, избавиться от лукавства и обмана земного мира и постараться нести в своей душе истину и благодать Божественную.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.