Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 17-ю по Пятидесятнице. 2010 г.

31 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель со Своей проповедью проходил не только места, населенные иудеями, но Он посещал и людей, которые были в то время язычниками. Так, Он был в стране Гадаринской и однажды пришел в пределы Тира и Сидона, где жили хананеи, финикийцы, которые первые изобрели азбуку, алфавит, и азбуку от них взяли сначала греки, потом римляне. А впоследствии и Русь из Греции приняла азбуку. Люди, населявшие Тир и Сидон были очень образованы. Когда-то эти города были очень могущественны в средиземноморье, имели многочисленные колонии, и даже Навуходоносор не мог захватить Тир и Сидон, потому что это были неприступные крепости.
Когда Спаситель проходил мимо этих мест, Его встретила одна женщина-хананеянка, язычница и стала просить: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15;22). Одержимые бесом люди, у которых вместе с человеческой душой пребывает и дух злобы, испытывают очень тяжелые страдания. От этих страданий они не находят себе места, бьются головой о камни, бросаются в огонь и воду, пытаются прекратить эти страдания даже путем смерти. Очень часто они и на ближних бросаются, бьют тех, кто рядом с ними, кусают, наносят побои, и надо понять, что эта женщина от своей дочери также много претерпела. Но она понимала, что это ее дочь, и, может быть, ее собственные грехи и пороки воплотились в дочери, и она должна все терпеть. Она безропотно терпела, но хотела, чтобы ее дочь исцелилась, и Господь помог ей и прекратил ее материнские страдания как душевные, так и телесные. Но Спаситель делал вид, что не слышит ее воплей. Тогда ученики попросили Его отпустить эту женщину, и Спаситель, испытывая ее веру и смирение, сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26). Иудеям, конечно, это выражение очень бы понравилось, потому что они считали всех язычников ниже иудейского племени, и другой человек, наверное, обиделся бы на эти слова, особенно женщина, заплакала, ушла и осталась бы со своим горем. Но хананеянка оказалась выше своих эмоций, страстей, выше своей гордыни. Она смирилась и сказала, что и псы от своих хозяев принимают крохи, которые падают со стола, и она готова быть со своим Спасителем, Господом даже как бессловесное животное. «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Тогда Господь, видя ее великую веру и смирение, сказал: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:28).
Эта женщина по своему глубокому смирению и вере получила от Бога просимое. Часто и в нашей жизни бывает, что мы просим, Господь испытывает нашу веру, терпение, смирение. Мы хотим все сразу и быстро, но не всегда так получается. Если мы на самом деле достойны просимого, если оно пойдет нам на пользу, то Господь услышит наши молитвы. А нам необходимо перед Богом смиряться и иметь глубокую в Него веру. Причем, смирение украшает все человеческие добродетели. Есть много всяких добродетелей, но без смирения все они оказываются не такими красивыми, не такими достойными. Святые говорили, что по вере можно изгнать беса, а смирением можно изгнать князя бесовского. Когда мы, христиане, идем к Богу, постимся, молимся, украшаем себя добродетелями, то должны знать, что все добродетели со смирением оказывают нам благую великую пользу. А без смирения эти добродетели бывают нам даже не на пользу. Потому что гордость — это тот порок, который разрушает в человеке все. Разрушает самое хорошее. И Денница был украшен более всех ангелов, но по своей гордыне лишился всего и оказался в аде. Христианин, если много чего приобретает, старается исполнять заповеди Божии, но не имеет смирения, то оказывается тем гордым фарисеем, который пытается торговаться с Богом и своей волей заменить волю Божию. Поэтому все святые всегда начинали свое послушание со смирения, с послушания Богу. И послушание всегда считалось выше поста и молитвы, выше всего, потому что истинное послушание, истинное смирение — это венец, вершина всех добродетелей. Это та красота, которая нас возвышает над всем земным, над страстями, приближает нас к Богу и дает возможность в нашей душе совершаться многим великим чудесам.
Смиренный человек и кается искренне. Смирение открывает и наши грехи. Гордый себя не видит. Он не видит своих недостатков, не может покаяться. Ему это тяжело, да и невозможно. Потому что, как может идол, который воздвигнут внутри в нашей душе, вдруг кому-то поклониться? Это ему должны все кланяться. Спаситель показал через женщину-хананеянку пример и Своим ученикам, и всем иудеям, насколько велико человеческое смирение, и что смирение как раз и является той необходимой солью, которая человека освобождает от всякой заразы, проказы, страстей и грехов. Если человек впал даже в самый небольшой грех, то, пока он не смирится, он не сможет от него избавиться. Все приходят и говорят: «Мы повторяем одни и те же грехи». Кто-то впал в пьянство, кто-то в блуд, кто-то еще во что-то. Никогда человек ни из какого греха не выйдет, пока не смирится, пока сам себя, свою гордыню не принесет в жертву. А смиренный человек, даже если впадает в какой-то грех, то легко кается, исправляется и может отстать от любой страсти.
Сегодня, слушая рассказ об исцелении по смирению матери дочери, одержимой бесом, постараемся, дорогие братья и сестры, и мы смиряться перед Богом. Чтобы мы с помощью Божией, верой и смирением преодолели ту одержимость, которая существует в каждом из нас, те страсти, которые нас мучают и приносят страдания нашим близким, и пребывали рядом со своим Творцом и Создателем.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ