Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 18-ю по Пятидесятнице. 2010 г.

31 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Крест Господень в Православной Церкви пользуется особым почитанием. Несколько раз в году он выносится для поклонения. Перед праздником Воздвижения Животворящего Креста есть подготовительные суббота и воскресенье, которые готовят православных к встрече с этим праздником. Есть суббота и воскресенье после Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, посвященные празднику. Почему же у православных такое сугубое отношение к Животворящему Кресту Господню?
Если человеческим разумом смотреть на поклонение Кресту, то, как пишет апостол Павел: для человека земного это безумие. «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор.1:23). На самом деле, как это получается? Что же это за Творец, Который допустил, чтобы над Ним издевались Его творения? Что же это за религия, когда Бог Сам проливает Свою Кровь за немощных людей? Многие, как из язычников, так и иудеев, соблазнялись Крестом Господним, и соблазняются до сих пор, думают, что христиане немножко безумцы. Апостол Павел писал: «слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия!» (1 Кор. 1:18). «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). В христианстве все богословие держится на Кресте. Почему же такой большой смысл в христианском крестоношении? Что такое несение своего креста?
Господь Своим последователям не обещал почестей и благ в мире земном. Наоборот, Он говорил, что христиане будут гонимы за имя Его. Мир греха и страстей не принимает ничего Божественного. Господь Своими страданиями и Крестом дал нам возможность бороться с самими собой. Бороться со своей внутренней страстностью, внутренней греховностью, собственной внутренней грязью. Крест — это борьба с самим собой. Это не борьба с чем-то внешним: с какими-то политическими устоями, с экономическим кризисом или еще с чем-то. Это борьба с собой. Человек, совершивший грех, становится рабом греха. Как Каин убил Авеля, и, куда бы он не пошел, ему казалось, что все знают, что он преступник и пролил кровь своего брата. Он всю жизнь находился в зависимости от этого греха. Он был порабощен грехом. Всегда, когда человек совершает грех, он порабощается грехом. Где бы он не был, он думает, что кто-то знает, догадывается, что он грешник. Всего он боится, страшится, даже темноты и самого себя. Тем более, боится Бога. Эта внутренняя несвобода мучает человека, и мы можем наблюдать, как грех просто-напросто убивает множество людей. А Господь нам дал возможность бороться с грехом — «жалом смерти» (1 Кор. 15:56).
До распятия на Кресте у людей не было возможности избавиться от греха. Грех полностью властвовал над человеком. Все были рабами своих страстей и грехов. Все жили под этим тяжким невыносимым гнетом, страдали, и ни у кого не было возможности избавиться от власти греха, от его силы. Человек был совершенно несвободен.
Поэтому все люди,и христиане, и не христиане, несут это бремя: бремя страдания от греха. Кто-то называет это крестом, мол, все несут крест и верующие, и неверующие. Да, все страдают от греха, все несут это бремя и тягость, власть греховную. Но у христиан есть возможность избавиться от греховной власти, вместе со Христом очищать себя от греха, быть свободным в несвободном от греха мире. И другого пути у нас нет и быть не может, и искать не нужно. Только крестом, крестоношением, христианин может войти в Царствие Божие. Сначала этот путь кажется тяжким и трудным, потому что бороться с собой очень сложно, это тяжелее, чем бороться со всем миром. Увидеть себя таким, как есть, сравнить себя с Евангельским учением и сказать себе: «Нет, я неправильно живу, я не слушаюсь Бога, я не люблю Его и вообще я плохой,» — это подвиг и крестоношение. После этого надо стараться жить по-иному: с Богом, в чистоте, стараться исправлять себя, свою внутреннюю сущность. Потому что мир греха мы изменить не можем. Мы так и будем существовать в этом мире греха, но жить своей другой жизнью с Крестом и со Христом.. В этом и тяжесть, в этом и радость. И другого пути нет. Все христианство, все богословие заключается именно в Кресте, в любви Бога к нам и нашей ответной любви к Нему. Если мы Его любим, то, как говорил апостол Павел, весь греховный мир не нужен, распят для меня, некрасив и противен. «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Мир греха становится безумием. А мир Божественный, сила Крестная становится реальностью и силой. Христианин осознанно должен выбирать путь следования за Христом, путь внутреннего воссоздания себя для того, чтобы вместе со Христом прийти в иное Царство: Царство благодати и любви.
Сегодня, взирая на Крест Христов в подготовительное воскресенье перед завтрашним праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, постараемся, дорогие братья и сестры, возлюбить Крест Господень, понять, что Он дает нам великую силу для того, чтобы создать в себе особую личность, живущую с Богом и в Боге, свободную и независимую от мира греха и страстей, которая еще здесь, на земле, становится гражданином Царствия Божия, Царства Небесного. Постараемся нести свой крест, себя внутренне с помощью Божией изменять, очищать от греха и быть всегда с Богом, не забывая о своем крестоношении.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ