Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Воздвижение Животворящего Креста Господня. 2010 г.

31 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Крест — красота Церкви, Крест слава Ангелов и демонов язва,» — поет святая Православная Церковь. Крест прославляется нами как орудие нашего спасения. Потому что иначе, как через Крест, искупления рода человеческого произойти и не могло. Вспомним Иудею первого века, завоеванную римлянами. У римлян было стремление к роскоши, и в то же время римское общество было крайне распущено и безнравственно. Все это проникало и в среду тех народов, которые они завоевывали. И в Иудее тоже наблюдалось стремление к роскоши, безнравственности и распущенности. Стремление ко греху, увлечение грехами — все это было присуще миру перед пришествием Христовым. Нужен был Подвиг, нужна была великая Жертва, чтобы человека освободить от власти греха. Можно удивляться только тому, как мир страстный, греховный три с половиной года терпел проповедь Христову.
Несовместимо Учение Спасителя, чистое, Богооткровенное, с тем, что существует на земле, находится в умах людей, к чему они стремятся и чего желают. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Эта несовместимость проявилась на Кресте. Мир распял своего Творца и Создателя. Для того, чтобы пойти за Богом, как говорит апостол Павел, нужно свою плоть «распять со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). Крест нужен нам для того, чтобы пойти за Богом, себя внутренне очистить. Но почему же мы так не любим Крест? Потому что это величайшая мера ответственности. Крест — это свидетельство любви Божией к нам. Он всегда будет свидетельствовать о том, как нас Бог возлюбил, как велика Его любовь к нам, и как мы ответственны за эту любовь. И наша жизнь будет свидетельствовать о том, как мы ответили на эту любовь. Не случайно поэтому перед вторым пришествием Христовым появится на земле великое знамение Креста, которое увидят все народы и каждый человек. Он увидит, насколько огромна любовь Божия к нему, и чем он ответил на эту любовь.
Мы боимся ответственности. Мы не хотим отвечать на любовь Божественную. Наша религия — это религия любви, любви Бога к нам, величайшей любви. А наша жизнь — это сплошное отвержение этой любви. Это нежелание проявить свою ответную любовь к Богу. Это всяческое оправдание себя. Это боязнь и страх перед ответственностью.
Крест помогает нам в жизни. Любовь Божественная сопровождает нас во все моменты нашей жизни. Крестом мы все благословляем. Крестом мы осеняем себя. Крест Господень помогает даже тем людям, которые порой не верят в него.
Как-то однажды Юлиан Отступник, который боролся с христианством, был в союзе с демоническими силами, пошел в одну пещеру для того, чтобы вместе с демонами обсудить будущее земли. Он шел по пещере, и вдруг его объял необыкновенный страх. Потому что присутствие демонов всегда у человека вызывает страх. Машинально он перекрестился, даже не произнося никаких слов. И вдруг страх пропал. Он пошел дальше, опять на него напал страх, опять демоны приблизились, и он опять машинально себя перекрестил. И опять страх пропал.
Даже неверующие люди, изображающие символ любви Бога к нам, получают защиту и помощь. Был такой случай в Оптиной пустыни, в которой пребывал один юноша, занимался написанием икон, но был одержим бесом. Как сейчас говорят, у него были приступы эпилепсии. На самом деле, это беснование. Эпилепсия — это беснование, одержимость. Преподобный Амвросий Оптинский облегчил его болезнь. По молитве преподобного Амвросия припадки у него прекратились, но иногда он впадал в такое состояние, что принимал невероятные позы и становился как каменный. Однажды он пришел к старцу Нектарию и говорит: «Посмотри, что я сейчас тебе покажу». Вдруг он начал изгибаться, все его тело так невероятно изогнулось, как человеку невозможно изогнуться, и окаменел. Старец Нектарий, не произнося никаких слов, просто осенил его крестным знамением. Потом еще раз его осенил крестным знамением, опять не произнося никаких слов. Когда он в третий раз его осенил крестным знамением, то вдруг юноша выпрямился и пришел в нормальное состояние. Старец его спросил: «Что ты чувствовал, когда был в таком состоянии?» Юноша сказал: «Сначала я увидел Крест из света где-то вдалеке, потом Крест из света где-то поближе, а потом вдруг меня осенило такое яркое сияние, что я пришел в себя».
Крестное знамение, любовь Божественная даже без молитвы, без призывания имени Божия иногда творит чудеса. А если мы люди верующие, верим в то, что любовь Божественная всегда с нами, и Господь нам помогает, то мы имеем необыкновенную защиту от козней диавольских, необыкновенную помощь в борьбе с нашими страстями и грехами.
Сегодня, прославляя Крест Христов, дорогие братья и сестры, не будем забывать, что и нам необходимо возлюбить свой крест, свою борьбу со злом, с грехом, чтобы оказаться в воинстве Спасителя, вместе с Ним этим Орудием победить силу греха и зла и пребывать с Богом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.