Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице. 2010 г.

31 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь призывает нас следовать за Ним. «Возьми крест свой, и отвергнись себя и следуй за Мной,» (Мф. 16:24) — обращается Он к тем, кто хочет спасти свою душу. Это следование для нас легко и просто, потому что Он уже прошел этим путем и показал нам образец для подражания. Спаситель говорит нам о побуждающих для нас моментах. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). Все стремятся к земным благам. Даже если человек приобретет все земные блага, а душе своей повредит, «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26) — говорит Спаситель.____

Все блага мира не смогут искупить одной человеческой души. Это для нас стимул и побуждение, чтобы мы шли за Спасителем. Он говорит о награде, которая будет человеку, последовавшему за Ним. Этот человек получит Царствие Божие. Такой дар может дать только Сам Господь, Сам Творец, и никто иной на земле. Господь показал нам и то, как мы должны идти за Ним. Он показал нам образец в любви и послушании. Только человек, любящий Бога и послушный, может следовать за Ним. Послушание нам необходимо, потому что оно смиряет нашу гордыню, самость, заставляет нас бороться с самими собой.
Крест Христов — это беззаконие всего мира, всех людей, а наш личный крест — это наши личные беззакония. Господь ради великих благ побуждает нас только к тому, чтобы мы терпели сами себя, свои беззакония. Мы очень часто хотим, чтобы все до одного, окружающие нас, и Господь бесконечно нас любили. Но сами проявить любовь не можем и не хотим. Как и сказано в сегодняшнем евангельском чтении. Один человек был должен десять тысяч талантов, и Господь проявил к нему любовь, простил ему этот огромнейший долг. «Приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». (Мф. 18:24-27). Человек обрадовался, что его любят, к нему снисходят, такое огромное благо ему дали. И в то же время он не в состоянии оказался после такой радости сделать самую маленькую радость, благо своему ближнему. Нашел своего должника, который должен был ему совсем ничтожную сумму, и не простил ему, не проявил любовь, не сумел оказать милость, не способен к этому оказался, за что и был наказан. «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф. 18:28-30). «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:34).
Большое значение для каждого из нас имеет наша жизненная позиция, наше отношение к себе и Богу. Со Спасителем были распяты два разбойника. «Когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (Лк. 23:33). Страдания обоих были одинаковы, и наказание было одинаково, да и грехи, за которые они страдали, похожие. Но внутри себя они заняли разные позиции. Один роптал и богохульствовал, считал, что он терпит незаслуженно, искал виноватых и проявлял ко всем, кто рядом с ним, в том числе и к Богу, безвинно страдавшему ради освобождения в том числе и этого разбойника от заслуженных вечных мук, свою агрессивность и злобу. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Эти страдания для него оказались губительными. Потому что он не только не нес своего креста, справедливо наложенного на него за его беззаконие, а пытался его сбросить, обвинял всех в несправедливости, проявленной к нему. А другой разбойник страдал точно так же, за те же самые преступления, но благодарил Бога и обвинял себя во всем. В том, что он своими беззакониями сам заслужил такое наказание и достоин еще худшего. Потому что уже и не надеялся ни на милость, ни на что, а просто просил его помянуть. И оказался в раю. «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:40-43).
Каждому из нас нужно нести свой крест, заняв такую позицию, чтобы понять: все, что мы несем — это наши беззакония. И болезни, и все прочее — это жало греховное. Сам грех — жало смерти, как сказано в Священном Писании. (1 Кор. 15:56). Если мы не сумеем переломить себя, найти в себе возможность нести послушание, проявлять любовь к Богу и ближнему, то наши беззакония превратятся в адские муки. Мы сами создадим себе ад здесь, на земле, своим неправильным внутренним состоянием, неправильным отношением к Богу, к тем благам, которыми мы пользуемся, и к самим себе.
Господь сегодня нам говорит, чтобы мы осознали себя, взглянули внутрь себя, поняли, что это наши страсти, грехи, беззакония превращают нас в тех, кто мы есть. От них у нас и болезни, и старость, и смерть — все, что мы имеем. Но чтобы наши беззакония не превратились в вечные мучения, нам нужно у Бога попросить помощи. Своими силами мы не сможем справиться даже с самими собой. Не сможем себя поставить в то положение, которое занимаем по нашим делам, по нашим грехам, потому что гордость нам не позволяет на себя взглянуть со стороны, осознать свою неправду, свою страстность. Чтобы идти за Богом, нужно всегда проявлять любовь, просить помощи, каяться, приступать к Таинствам, поститься, молиться. То есть, как говорил преподобный Серафим Саровский, стяжать Дух Святой, который помог бы нам осознать себя, понять, что наш крест — это наши беззакония и больше ничего, и нести свои беззакония с любовью, послушанием и благодарностью к Богу.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.