Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вновь Церковь нам предложила притчу Спасителя о блудном сыне. В этом младшем блудном сыне подразумевается все человечество, и всякий грех, всякое отступление от заповедей Божиих называется блудом. Блудные не только те, кто грешит своей плотью, но и всякий, нарушающий любую заповедь Божию. Он предает Бога, изменяет Ему, становится блудным по своей измене Закону Божию. Поэтому Спаситель и называет всех грешников блудными, независимо от того, какой грех совершил человек. Может быть, украл, может, обманул, обидел кого-то, еще что-то плохое совершил. Человек, предавший заповедь Божию, духовно умирает.
Каждый из нас имеет от Бога богатое наследство. Оно касается и каждого человека в отдельности, и все человечество. Господь дал нам огромные природные богатства, несметные богатства, прекрасный животный мир, помощников наших, кормителей часто, создал плодородную землю, дал нам и умственные возможности — наделил каждому имение. Дело не в том, что каждый из нас получает очень много, как и младший блудный сын. Ему бы хватило на всю жизнь и осталось потомству. Дело заключается в том, что мы не можем пользоваться благами, которые дает нам Господь, если живем не по заповедям Божиим. Мы расточаем свое имение, не пользуемся им, а просто расточаем. Да и достаточно взглянуть на нашу страну, какие необыкновенные богатства, и какая нищета людей.
Не может человек, живущий блудно в страстях, грехах, не по заповедям Божиим, пользоваться тем, что дает ему Господь, и употреблять в свое благо, приносить пользу себе и своим ближним. Просто, как сказано в Священном Писании Спасителем, мы расточаем свое имение, причем бессмысленно, бесполезно, а часто даже и во вред. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Это расточительство доводит нас до глубокой нищеты. В основном, сначала нищета появляется в нашей душе: мы видим свою безысходность. Может, внешне что-то у нас и получается, а, может, и внешне мы все теряем, но сначала скудость мы ощущаем в своей душе. Живя без Бога, нарушая заповеди, мы теряем самую главную ценность, которая у нас есть: свою душу, лишаемся радости жизни. Нас это гнетет, мы видим свою бесполезность, никчемность, что ничего хорошего не можем сделать. Вроде, и пытаемся, а не получается: одна беспросветность. Ничем не можем себя напитать, и даже получается так, что мы унижаем себя, становимся хуже скотов, как сказано в Священном Писании, рады «наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи» (Лк. 15:16). Живем хуже свиней, которые приносят какую-то пользу, хотя и питаются отбросами. В какой-то момент осознаем, что мы такие скоты, у которых в душе вообще ничего хорошего нет, и сделать ничего не можем, даже если пытаемся. И никакой пищей себя насытить не можем, никак не получается утихомирить свои страсти, свою разнузданность, испорченность, свою блудную сущность. Наступает отчаяние, человек понимает, насколько он нищ, безысходен, насколько страсти завладели им, хорошо, если, как блудный евангельский сын, он вспомнит о Боге. Вспомнит, что того богатства, которое он утерял, у Бога много, и только Господь может насытить его душу, все простить, опять вознаградить, дать еще больше, не осудить, а порадоваться возвращению. Общественное мнение в лице старшего сына всегда осуждает грешников, видит слабости других и показывает свое высокомерие, якобы, свою праведность жизни, свою надменность и даже какую-то тихую радость по поводу того, что кто-то погибает. А у Бога нет ни надменности, ни осуждения, есть только радость о вернувшейся заблудшей душе.
Множество примеров, как в истории человечества, так и в истории отдельных людей подтверждают истину притчи Спасителя. Собственно говоря, вся история человечества это и есть притча о блудном сыне. Вспомним заблудившиеся страны, города и народы, которые погибали в своих грехах, в своем разврате. Достаточно вспомнить Карфаген, Помпею и другие страны и народы, погибшие оттого, что в своем блуде, в своем разврате доходили до самоуничтожения. Есть и положительные примеры для нас. Господь показывает на примере святых, подвижников, какая радость бывает, если заблудшая душа возвращается к Богу. Это преподобная Мария Египетская, Апостолы, все святые, которых мы прославляем, чтим, они показывают нам различные пути возвращения к Богу. Хорошо, если человек не уходит из церковной ограды, из объятий Отчих, не отступает от заповедей Божиих, но для этого нужно с самого раннего детства учить, воспитывать, чтобы человек имел возможность не испытать те жестокие трудности, те страдания, которые приносит нам наши грехи, наши страсти. Жить по заповедям — это возможность не иметь ужасных страданий, лишений, внутренних скорбей, а наслаждаться радостью общения с Богом. Потому что, как сказано в Священном Писании, мир лежит в грехе, и тот, кто хочет угодить греху, насладиться им, враждует с Богом. «Мы знаем, что … весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).
Церковь нам сегодня опять напоминает словами Спасителя, чтобы мы, если ушли в страну греха, то вернулись в ограду церковную. Если остались в церковной ограде, то нужно ценить возможность пребывать рядом со своим Творцом, Богом и Отцом и наслаждаться Его любвеобильными и благодатными объятиями.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.