Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на вход Господень в Иерусалим. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь отмечает день входа Господня в Иерусалим. Этот праздник показывает нам, что, как пишет апостол Павел, иная слава у Бога, иная у человека, «иная слава небесных, иная земных» (1 Кор. 15:40). Иудеи ждали Мессию, видели, как Господь воскресил четверодневного Лазаря, и решили, что Он Владыка земной. Господь Своим входом в Иерусалим показал, насколько велика разница между Небесным и земным, Божественным и человеческим. Он торжественно входит в Иерусалим, но входит на осле. Его свиту составляют простые незнатные рыбаки, а Сам Он приходит в Иерусалим, плачет и сокрушается. «Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:6-9).
Вроде бы, торжество, Ему кричат: «Осанна! Спасение в вышних! Царь Израилев!» Но все это шествие совершенно не напоминает человеческое торжество и человеческое величие. Своим входом в Иерусалим Господь показывает, насколько непостоянен человек. Через несколько дней те же люди будут кричать: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6).
Почему же так произошло? И случайность ли это? Может быть, это произошло один раз две тысячи лет назад, и человечество совершенно поменялось и стало другим? Если мы посмотрим на сегодняшний день, то увидим, что человечество совершенно не изменилось. Человеческая слава заключается в гордыне, во власти греха, в том, что кто-то возвышается над другими, утверждает свою власть унижением тех, кто рядом с ним, часто пролитием человеческой крови, своим высокомерием, гордыней и многими ложными обещаниями. А люди, которые думают только о своей плоти, о земном, легко поддаются обману и страсти злобы. Так же, как ребенок: идет с родителями, что-то ему понравилось, начинает просить, плакать; ему не покупают, и вдруг он превращается в обиженного, расстроенного и злобного.
Наше непостоянство заключается в том, что нами властвуют страсти и грехи. А грех и страсть не дают человеку никаких положительных возможностей ни для души, ни для тела. Тело обманывается, а душа погибает. Господь показал, что постоянство в мире может быть только в Боге. Оно заключается в смирении и послушании Богу, в том, что мы стараемся свою гордыню утихомирить, не обижать ближних, а стремимся служить им, любить их и жертвовать собой. Потому что и Господь через несколько дней пожертвует Собой ради спасения души каждого человека, ради спасения человечества от власти греха и обмана, ради того, чтобы люди осознали, что здесь, на грешной земле, все изменчиво, лживо. Здесь господствует смерть, грех, и если человек им подчиняется, то его постигают беды на земле, он теряет общение и связь с Богом. А человек, который не имеет опоры на Бога, колышется как трава, как сказано в Священном Писании. «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1:24). Потому что без основы в Божественной благодати, в заповедях Божиих, человек теряется в мире, как сказано в Священном Писании, «строит дом свой на песке» (Мф. 7:26), и сам не осознает ни своих слов, ни своих действий и не понимает, для чего он живет. Так же, как иудеи. Им хотелось земных благ, земного величия, земного обмана, а тут пришла Божественная любовь, Божественная правда, которая открывает внутреннюю сущность человека, и он ужасается, когда смотрит на себя через Божественную правду. Он не хочет поверить, что он плохой, грешник, что он неправильно живет. Ему легче кого-то обмануть, наказать, даже, может быть, погубить, но не сознаться в том, кто он есть на самом деле.
Люди нисколько не изменились, особенно, если для нас не представляют ценности Божественные истины, если мы не стараемся взглянуть на себя с точки зрения Божественной правды, не хотим смирить себя и понять, что мы погибаем в греховности, самообмане. Дух противления очень сильный и, чтобы его победить, нужно приложить много усилий. Но Господь победил и грех, и смерть, Он вместе с нами, помогает нам, чтобы мы шли за Ним путем смирения, послушания, исполняли заповедь о любви к Богу и ближним, не были высокомерны, не прилеплялись к земному, непостоянному и греховному.
Поэтому, дорогие братья и сестры, глядя на человеческий обман, который был как две тысячи лет назад, так и сейчас, постараемся, чтобы «Осанна!» была в нашем сердце и предназначалась не нам, а Богу с осознанием своей немощи и греховности. Чтобы Господь вошел в наше сердце, помог нам преодолеть собственную страстность, греховность, заглушить наши пороки, которые меняют нас постоянно, ежечасно, ежеминутно, и обрести в Боге постоянство и покой.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.