Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю по Пасхе, о Фоме. 2011 г.

31 июля 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!


Сегодня мы вспоминаем сошествие во ад Спасителя и неверие апостола Фомы. Воскресший Господь явился Божией Матери, женам-мироносицам и ученикам, собравшимся в первый день по Воскресении, но не было среди них одного из учеников — апостола Фомы. Когда ему было рассказано о воскресшем Спасителе многими свидетелями, он не поверил. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Почему же так произошло? Апостол Фома, который любил Спасителя и однажды накануне Крестных страданий говорил, что готов вместе с Ним умереть: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16), видел множество чудес, воскрешение мертвых, вдруг не поверил в чудо Воскресения Христа, тем более, когда многие об этом свидетельствовали: Апостолы, мироносицы, Божия Матерь.
Человек очень часто не доверяет своим внутренним чувствам. Бывает, чем больше человек живет, встречая многие пороки на земле, он все более разуверивается в себе и в окружающих. Он все более не доверяет тому, что происходит вокруг него, что говорят другие. Он перестает верить даже самому себе. Потому что мир лжи и обмана запутывает человека, а когда он перестает общаться со святостью, с Богом, попадает в греховный мир, то совсем теряется. Поэтому Апостол пишет, что нас влечет более плохое, чем хорошее. «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.» (Рим. 7:21). Желание хорошего есть, но влечет более плохое, потому что мы его постоянно видим, соприкасаемся с грехом, живем во всем плохом. Мы не живем в благодати Божией, в святости. Постепенно мы так привыкаем, что нам кажется: суть жизни не только нашей, но и всего мира — это жизнь в страданиях, в скорбях, в страстях, обмане, грехе. Также произошло и с апостолом Фомой. Совсем недавно он расстался со Спасителем. Прошло всего несколько дней, но он уже так привык к греховной жизни, что из его памяти истерлись многие поучения и слова Спасителя. Он забыл множество чудес, которые видел своими глазами, трогал своими руками, удостоверялся во многих чудесах.
Так происходит и с каждым из нас. Если мы долго не молимся, не общаемся с Богом, не приступаем к Таинству Исповеди и Причастия, то постепенно отходим от Бога, вера в нас угасает, пропадает, мы сами себе не верим и становимся неверующими. Поэтому Господь говорил, чтобы люди приступали к Таинствам Исповеди и Причастия, вкушали Тело и Кровь Христовы, постоянно находились в молитвенном общении с Богом, чтобы перебороть в себе мир греха и остаться в окружающем нас страстном мире вместе с Богом, со святостью и внутренней чистотой. Каждому из нас необходимо всегда поддерживать свой внутренний мир, свою душу и сердце общением с Богом, особенно Причастием. Апостол Фома, тогда еще не получивший благодати Духа Святого, очень скоро стал немощным, слабым и неверующим. Эта трагедия может совершиться с каждым из нас. Семь дней он внутренне терзался, страдал сам от своего неверия так же, как мы страдаем оттого, что не общаемся с Богом, от своей внутренней нечистоты и страстности. Так и он страдал. Прошло семь дней, явился Спаситель, Фома увидел Его и сразу уверовал, потому что благодать Божественная коснулась его сердца, и не нужно было ему ни вкладывать своей руки в прободенные ребра, ни дотрагиваться до язв гвоздиных на руках и ногах Спасителя. Но Господь сказал апостолу Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Блаженны те, у которых вера происходит изнутри, из сердца, из души, а не те, у кого вера начинается снаружи, от видения, и зрения, от ощущений. Такая вера вроде бы видимая, но слепая, потому что душа спит, в ней нет никакого света и благодати. Это вера новоначальных людей, не живущих Богом, у которых внутри, в сердце пустота, и они живут не благодатью Божией, а внешними стимулами. Они идут к Богу, потому что страдают от греха, просто понимают, что без Бога им плохо, знают, что погибнут в страстности, во грехе, и только это заставляет их идти к Богу. Но в любой момент такой человек может успокоиться, забыть о Боге, потому что внутри у него пустота, беспросветная тьма. Он может отойти от Бога, несмотря на то, что Господь посылает всем нам многие благие дары, и мы своими глазами видим множество чудес. Но мы быстро обо все забываем. А тот человек, у которого вера от сердца, от души, от внутреннего подвига, оттого, что он постоянно общается с Богом и живет этим общением, как сказал Спаситель гораздо блаженнее. Он уже живет не в мире сем, а в мире ином, Небесном, вместе со своим Творцом. Господь нам через Свою Церковь показывает в первое воскресение после Пасхи, которое еще называют воскресением Обновления, чтобы и мы внутренне обновлялись. Обновлялись верой, жизнью в Боге, чтобы наша вера была нашей внутренней жизнью с Богом, чтобы это было не просто умозрение и философия, благие разговоры, а чтобы это была наша внутренняя потребность. К этому призывает нас сегодня Церковь на примере апостола Фомы и рассказывает нам устами Самого Спасителя, что такая вера гораздо выше, чем побуждаемая извне.
Постараемся и мы зажечь у себя внутри огонек веры, которая просветила наше сердце и душу, и мы узрели воскресшего Христа, жили вместе с Ним и никогда не сомневались в истинах Православной веры.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.