Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о Страшном Суде. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

огда мы вспоминаем мучеников, всегда удивляемся тому, с каким трепетом они относились к Божественной любви, какую проявляли к Богу свою любовь, свое терпение, отдавали Ему все: имущество, чины, внутренние добродетели, всем жертвовали ради Господа. Мы вспоминаем новомучеников и исповедников Российских, которые пострадали совсем недавно, причем большинство из них обвинялось не в том, что они верующие люди. По своей хитрости диавол предъявлял им ложные обвинения. Люди не понимали даже, что за обвинение им зачитывалось: какая-то контрреволюционная агитация, недовольство существующей властью, политическим строем и тому подобное. На самом деле, за их действиями всегда скрывалась вера в Бога, а политической агитацией было то, что они призывали народ приходить в храмы, молиться Богу. Недовольство выражалось в том, что людям запрещали, а они хотели исполнять свои внутренние духовные обязанности перед Богом, совершать требы, молиться дома и на кладбище, поминать усопших. Почему-то государственная идеология всякое служение Богу расценивала как борьбу с властью. Конечно же, все новомученики были страдальцами за Христа.
Перед нами встает извечный вопрос, который иногда вызывает недовольство, даже ропот на Бога, внутренний страх, боязнь за свое будущее. Как же Господь попускает: зло так распространяется, так господствует над миром? Не может никакое добро, никакие добродетели пробиться сквозь это зло. Оно сразу же беспощадно уничтожает всякую добродетель, любовь к Богу и своему ближнему. В Священном Писании подтверждается, что придет время, когда умножится беззаконие, зло, и иссякнет любовь, потому что зло будет подавлять всякие благие желания и намерения и распространится по всему миру. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Вся история человечества — это и есть борьба добра и зла. Зло умножается в мире, и оно умножалось в одно время и в нашей стране. Грех завладел огромными массами людей. Сердца человеческие очерствели и началось братоубийственное кровопролитие. Зло захватывает и отдельного человека, который может его творить в своей семье и подавлять всякие зачатки добра и добродетелей у ближних. От этого будут страдать люди добрые, благие, любящие, молящиеся Богу.
Виноваты в распространении зла мы сами, а не Господь. Он, как может, останавливает зло. Сейчас мы даже видим, как иногда людей постигают бедствия, причем они случаются именно там, где зло особо распространяется. Оно всегда заставляет страдать других, причем страдают самые безвинные: дети, престарелые, инвалиды. Страдают все, потому что у зла нет никакой жалости ни к кому. Самые слабые становятся первыми его жертвами.
Новомученики своей кровью, своими страданиями погасили огромный злобный пожар, который разгорелся в нашей стране, дали возможность пожить нам, появиться на свет. Своей пролитой кровью, мученическим подвигом в первую очередь за собственные грехи и за грехи своих ближних они дали возможность существовать миру какой-то период времени. И сейчас они молятся, чтобы мы так же, как и они, были верны Богу до смерти и получили венец жизни, как сказал Господь в Священном Писании: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). Страдания никогда не кончаются, потому что зло всегда существует, иногда немного утихает, но все равно живет и среди нас, и внутри нас, окружает нас. Борьба с ним никогда не прекращается. Может быть, она проявляется не в такой кровавой бане, которая была когда-то, но все равно имеет место.
Как-то однажды собрались старцы и стали рассуждать: «А какие подвиги мы совершили? Чем мы угодили Богу?» Никто не мог ничем похвалиться, и один старец сказал: «Мы соблюдали заповеди Божии, и этого с нас достаточно».
Сегодня же неделя о Страшном Суде, и мы слышали, как Господь говорит совершившим заповеди о любви: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 34-36). А не оказавшим любви, проявившим зло к ближним говорит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43). На самом деле, разве не является мученичеством молитва за ненавидящего тебя, добродетель к тому, кто тебя ненавидит? Если ты совершил добро, и тебя не поблагодарили, разве это не является мученичеством? Разве добросовестный, честный труд, который ты совершаешь, а тебя обвиняют в чем-то, клевещут, не является мученичеством? Всякое добросовестное служение Богу, терпение с радостью своих скорбей не день, не два, а годами, разве не является бескровным мученичеством? Господь говорил: «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33). Эта скорбь заключается не только в пролитии крови, но и в том, чтобы терпеть немощи других, не расслабляться грехами и страстями ближних, проявлять к ним любовь, снисхождение, добродетель. Это является бескровным мученичеством. Если мы в своей жизни не пострадаем за Христа видимо, не прольем свою кровь, а будем тихо и мирно нести свой жизненный крест, совершать дела любви и не роптать, не осуждать никого, с радостью и любовью терпеть болезни, тем самым мы также заслужим венец от Бога. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Это будет наше добровольное бескровное мученичество, которое присоединит нас к нашим сродникам, новомученикам и исповедникам Российским.
Сегодня, вознося к ним молитвы, постараемся, дорогие братья и сестры, с терпением и любовью нести свой жизненный крест, исповедовать Христа не только на словах, но и в своих делах и поступках, исполнять заповеди Божии, чтобы Господь нас удостоил жизни вечной.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.