Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. 2011 г.

31 июля 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!


Сегодня мы слышали евангельский рассказ об исцелении расслабленного. Все Евангелие просто и доступно. Нам кажется, что эта простота не про нас: у нас жизнь гораздо сложнее, мы совершенно по-другому живем. Тем самым стараемся усложнить свою жизнь, что-то придумать, хотя человек был, есть и будет один и тот же. Есть у него душа, есть тело, есть болезни и скорби, есть жизнь и смерть. Все очень просто. Но мы порой хотим уйти от реальности в какой-то свой усложненный мир. Тем самым запутываемся в жизни, и наши ошибки, наши надуманности приносят нам много страданий.
Однажды Спаситель пришел в Иерусалим. Шел Он мимо купальни, которая называлась Вифезда или дом милосердия. Здесь 38 лет лежал расслабленный, то есть, парализованный человек, которого Спаситель спросил, хочет ли он быть здоровым. Тот ответил, что хочет, но нет человека, который бы помог ему окунуться в воду купальни, когда сходит Ангел Божий, а кто первый входит в воду, тот получает исцеление. Господь одним словом «встань и иди» исцелил расслабленного. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин:5:2-9).
Нам кажется, что это событие нас совершенно не касается. Прошло две тысячи лет, было какое-то чудо, сейчас совсем иная жизнь, другие люди, и мы не лежим у этой купальни. Но Церковь почему-то установила читать это евангельское повествование в пасхальный период. Потому что оно о всех нас. Весь мир, все люди больны, немощны, расслабленны. Много видов разных болезней, но все слабы. Кто-то болеет телом, кто-то душой. У кого-то внутренняя расслабленность, и он не может бороться с собой, со своими страстями. Кто-то болеет телом, ему нужна посторонняя помощь. Кто-то страдает тем, что не может совершить добро, потому что тоже внутренне расслаблен, переполнен гордостью, злобой и ненавистью. Каждый чем-то болен. Гордый хочет быть выше всех, но оказывается ниже всех. Кто-то хочет всех обмануть, и получается так, что ему не верят даже тогда, когда он говорит правду. Кто-то впадает в какой-то другой грех, и сам себя наказывает. И в этом мире расслабленных, больных, глухих, немощных пребываем все мы, но здесь есть Господь, Его дом милосердия, Его милость, Его любовь. Только мы как евангельский расслабленный часто не видим Бога, Его Божественную любовь. Больной сказал: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5:8). Рядом пребывало много больных. Вокруг него ходило множество людей. Но каждый думал только о себе. И мы очень часто надеемся на кого-то, потому что видим вокруг себя много людей, но забываем о том, что каждый думает только о своих проблемах, о себе, болеет эгоизмом, и сам думает, кто бы ему помог. А когда мы обращаемся к Богу и понимаем, что кроме Него никто нам не может помочь, тогда Господь проявляет к нам Свою милость. Эта милость безгранична. Она может уврачевать болезни как физические, так и духовные. Милость распространяется на всех: и на самых закоренелых грешников, и на тех, кто всю жизнь трудится ради Бога. Все одинаково могут получить Божественную помощь, Божественную благодать, потому что любовь Божественная ко всем одинакова. Она не разделяет людей на своих и чужих, на близких и дальних. Все для Бога равны. Только нам нужно увидеть Бога и к Нему обратиться, сделать над собой усилие, шаг к Нему, попросить Его, и Господь Своей любовью нас уврачует. А наши болезни как телесные, так и духовные в большинстве, можно сказать, во всех случаях, происходят от наших же ошибок, грехов, от нашего непослушания Богу.
Один монах очень часто болел. И вот однажды он целый год ничем не болел и очень сокрушался и плакал, говорил, что Господь его забыл и не посещает. Потому что болезни очень часто нас вразумляют, показывают, кто мы есть на самом деле. Болезнь нас отрезвляет и помогает нам избавиться от страстей и грехов.
Однажды в одном монастыре подвижника стал мучить бес блуда. Он собрался и пошел в город. Когда он уже подошел к месту, где хотел согрешить, вдруг на него напала проказа. Он обрадовался и сказал: «Господь послал мне исцеление от моей страсти через болезнь». И вернулся назад в монастырь.
Господь нам напоминает как евангельскому расслабленному, чтобы мы не грешили, дабы не случилось чего большего. А большее — это наказание вечной мукой. Это когда наши ошибки, наше непослушание Богу будет нас мучить вечно. Мы сами будем мучиться оттого, что мы натворили, и прощения уже не будет. Церковь нам всем напоминает, что мы больные, расслабленные, болеем телом, душой, разумом и волей, не можем себя заставить исполнять заповеди Божии, творить добро, бороться со своими желаниями, но у нас есть Тот, Кто может нас исцелить. У нас есть Господь, любящий нас, который дарует нам от всего исцеление, лишь бы только мы опять не вступали в греховную жизнь.
Помолимся, чтобы Господь нас укрепил, помог и исцелил от нашей духовной и телесной расслабленности.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.