Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Пассию. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Почему же так получилось, что Спаситель, в своей жизни не совершивший ни одного греха, не сделавший никому ничего плохого, творивший много чудес, исцелявший больных, воскресавший мертвых, даровавший зрение слепым, оказался осужденным? Осужденным теми, к кому Он проявлял свое милосердие, свою любовь и свои Божественные милости. Оказалось так, что среди людей, жаждавших Его смерти, были не только простые люди, но и ученые фарисеи, первосвященники, руководители народа. Среди этих людей оказался даже один из Его Апостолов, ходивший с Ним три с половиной года, питавшийся вместе с Ним, на глазах которого совершались многие чудеса, видевший воочию, что на самом деле это не простой человек, а Мессия, воплотившийся Бог. Иуда слышал исповедание Петра, свидетельство, что это Христос, Сын Божий. Знал и пошел против Бога. Так же, как и простые иудеи тоже пошли против Него, зная, сколько добра и милости Он сделал. Они видели множество чудес, слышали о Его необыкновенной жизни, внимали Его Божественному учению. Он их учил три с половиной года. В маленькой стране каждый шаг, каждое слово любого, даже малоизвестного, человека было известно в этот же день всему населению. Даже всякое маленькое событие моментально было известно во всей Иудее, крохотном государстве. Можно сказать, все население знало, что это Бог, слышало Его учение, и практически все до одного восстали против Него. Тысячи лет они ждали Его пришествия. Тысячи доказательств, что Он на самом деле Мессия, и вдруг такое безумие всего народа, которое продолжается до сих пор: отторжение Мессии, Бога, восстание против Него, борьба с Ним.
Почему же так происходит? Если мы посмотрим на апостола Иуду, то о нем евангелист Иоанн Богослов пишет, что он имел денежный ящик и понемногу оттуда воровал. Само собой разумеется, что Спаситель ходил с рыбаками, народом самым простым. Если кто-то что-то клал в ящик Иуде, то это были небольшие деньги простых людей. За Спасителем мало ходило знатных, богатых. Если они и приходили к Нему, то тайно ночью, как Никодим. Иуда из тех маленьких сумм, можно сказать, брал гроши. Но грех не зависит от количества совершенного беззакония. Грех проникает в сердце человека, завладевает им, и в нем не остается уже места для Бога, для добродетели. Там господствуют страсти и грехи. Мы видим на примере иудейского народа, как страсти и грехи владели сердцами всех людей, начиная от простых, некнижных, кончая первосвященниками и даже Апостолами. Они видели глазами, разумели своим умом, что это Бог, но не могли воспринять Его в свое каменное, страстное и греховное сердце.
Такое происходило не только в те далекие времена, но и сейчас часто бывает. Мы приходим в Храм к Богу, нам что-то рассказывает священник, сами читаем, познаем жизнь Спасителя, понимаем, что Он Бог, пострадал за нас, мы искуплены Его Страданиями, Кровью, на нас лежит огромная ответственность: нам придется отвечать за пролитую за нас Божественную Кровь. Мы все знаем так же, как и иудеи, но не можем вместить Бога, отторгаем Его, воюем против Него, восстаем против Него, против заповедей и всего Божественного. Нам это чуждо, и в нашем сердце так же, как и в сердцах тех иудеев, нет места для Спасителя. В нашей душе есть место только для страстей и грехов, как и у тех иудеев. Господь и нам подает множество исцелений, как и им, дает жизнь, многие блага, все, что мы имеем, и мы Его не любим, не терпим и гоним от себя. Нам не нужно Его учение, потому что в сердце страсти и грехи. И мы точно такие же гонители, хулители, ругатели, как и те, которые распинали Христа, если мы не идем за Ним, не стараемся свою волю, свои страсти отторгнуть. Как бы они ни казались нам близки, мы должны бороться с собой, с грехами, всегда заставлять себя и говорить, что в любом случае я не прав, когда моя воля идет против воли Божией. Какие бы не были доказательства того, что мне нужно поступить против воли Божией, все равно я не поступлю. Ведь и тогда иудеи искали и, вроде, нашли какие-то доказательства против Бога, которых не было, нет, и быть не может. Наше безумие заключается в том, что мы верим греху, страстям. Мы верим своей плоти и идем за ней, но не верим Богу, добродетелям, не стараемся исполнить заповеди Божии, а восстаем на Бога. И наше знание — это ничто, если наша жизнь идет против Божественных законов и заповедей. Оно превращается в наше безумие, которое потом будет и обвинением против нас.
Сейчас, стоя перед распятым Спасителем, дорогие братья и сестры, постараемся в своей жизни отвергать греховные желания и страсти, идти за Богом, потому что истина только в Нем и больше ни в чем. Все остальное ложь и обман, призрак и суета. Постараемся идти за Ним, отвергаясь себя, своих грехов, чтобы в нашей душе пребывал Господь, и не было места для грехов и страстей, которые изгоняют Спасителя из нашего сердца, воюют против Него, и наше восстание не закончилось, как для иудеев, печальным осуждением.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ