Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю Великого поста. 2010 г.

03 июня 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

торая неделя поста отмечается особым праздником: воспоминаются святитель Григорий Палама и преподобные отцы первой появившейся на Руси Киево-Печерской обители, в которой зародилось русское монашество, постничество, подвижничество, подвиги христианские.
Святитель Григорий Палама был иноком Афонской горы. В 21 год его мать отпустила на Афонскую гору, где он принял монашество. Затем на Афон пришли его братья и тоже приняли монашество. Здесь он находился в разных монастырях на разных послушаниях и подвигах. Был, в том числе, даже игуменом одного из Афонских монастырей. Здесь он хорошо понял, в чем состоит суть христианского отшельнического подвига. Монашеский подвиг начался, конечно, не при нем, а задолго до него среди первых христиан, пустынников, затворников и включал в себя подвиг непрестанной Иисусовой молитвы и подвиг постничества. Память святителя Григория Паламы совершается постом еще потому, что он прославлял постничество, а вместе с постом и молитву и за это много в своей жизни претерпел гонений.
В прошлое воскресенье мы праздновали Торжество Православия. Этот праздник закончил эпоху ересей, борьбы со многими лжеучениями в христианской Церкви. Но Церковь не осталась в спокойном состоянии. На Ее святость, Ее связь с Богом всегда восставали, хотели разрушить связь человека и Бога, в чем, собственно, и состоит задача ереси, всякого неправильного учения: уничтожить истинное познание о Боге и прекратить
связь человека с Богом.
Монашество на горе Афонской стало продолжателем подвигов монахов сирийских, синайских, египетских и многих других. Многим подвижникам, посвятившим свою жизнь служению Богу, Господь открывался. Да и, на самом деле, если человек ради Бога совершает даже малый подвиг: попостится, помолится, посмотрит на свою греховную сущность, потрудится над собой, постарается ради Бога, ради любви к Нему, совершить благое дело, естественно, Господь по своей любви проявит к нему Свое благоволение. Монахи-подвижники издревле стали замечать, видеть, что, когда человек постится, постоянно молится, то видит какой-то особый Нетварный Свет. Кстати, видение этого Света было и ранее: и в Ветхом Завете, и при сотворении человека, потому что когда-то до грехопадения Адам и Ева не имели одежды и в то же время были одеты особым благодатным Светом. Впоследствии, мы знаем из Священного Писания, в Ветхом Завете Боговидец Моисей видел Бога в виде Огня, Света, и, когда спустился с горы Синай, то лицо его сияло. Неопалимая купина светилась, сгорала и не могла сгореть. Господь во время Преображения просиял Божественным Сиянием. Многие подвижники во время молитвы видели какой-то необыкновенный Свет.
Появилась ересь, которая отрицала Божественное происхождение Нетварного Света, нашлись люди, в том числе и на Афоне, а возглавил их пришедший монах с запада, Варлаам, которые стали отрицать Божественное происхождение Нетварного Света. Святителю Григорию Паламе, исходя из необходимости, пришлось в течение долгого времени, двадцати трех лет, писать и доказывать, что на самом деле Нетварный Свет — это и есть проявление Бога. В чем же состоит его учение? Сущность Бога человек понять не может и не только понять, но даже как-то соприкоснуться с Ней. Но человек может зреть проявление Божественной сущности, Ее благодатное действие. И оно часто проявляется в особом Нетварном Свете. Это Божественные энергии, которые имеют Божественное происхождение, и Господь открывает себя тем людям, которые стремятся к Нему, хотят стать с Ним воедино. Он проявляет Свои благодатные действия и открывает человеку, насколько это возможно, познание о Себе. Да и у нас на Руси, мы знаем, преподобный Серафим Саровский видел этот необыкновенный Свет, который человека и согревает, и питает. Если мы вспомним преподобного Сергия и других подвижников, они видели явления Спасителя, Божией Матери и святых. Обязательно всегда видения сопровождаются необыкновенным Светом и благодатью, присутствующих в Небожителях, которые человек не может описать, познать, но которые видит, зрит внутренними духовными очами.
____Святитель Григорий Палама сам познал на собственном опыте Нетварные Божественные энергии, потому что был великим подвижником. Еще при жизни он совершал многие чудеса. К нему обращались за помощью, и он многих исцелял, помогал. Господь ему открыл познание этих Божественных энергий, Божественных действий, проявлений, и святитель Григорий Палама очень четко, просто доказал, что на самом деле эти Божественные энергии это тот же Бог, только в Его проявлениях, чтобы человек мог зримо увидеть свою связь с Творцом. Господь открывается любящим Его, подвижникам, и в деле подвига необходим пост, молитва и многие другие добродетели. Но эта борьба с отрицавшими Божественное происхождение Божественных энергий была, как я уже говорил, долгой. Четыре года пришлось святителю Григорию даже провести в тюремном заключении, но своей стойкостью он сумел доказать правоту своего учения, и оно восторжествовало в Православном мире, в Православной вере. Не случайно поэтому сегодня отмечается память преподобных отцов Киево-Печерских, тех, кто продолжил дело подвига великих христианских подвижников и которые также лицезрели Нетварный Божественный Свет. Они являются живыми свидетелями того, что всякий подвиг, всякое дело не проходит для человека бесследно и приносит великую пользу.
Постом нам Церковь напоминает, дорогие братья и сестры, что и наш маленький подвиг, маленькое делание ради Бога, наша молитва, чистосердечное раскаяние и приближение к Богу не оставят нас без Божественной благодати, наша сущность также может просветиться. Иногда, мы знаем, как на самом деле пост человека просветляет даже телесно: лицо становится более светлым, более добрым, более благодатным, душа человеческая преображается. Для этого нужно совсем немного. Нужно послушание Богу, исполнение церковных традиций, того церковного учения, которое веками, тысячелетиями собирала в свою богатую сокровищницу Православная Церковь. Необходимо с радостью и любовью, подчинением Богу, исполнением Его заповедей, законов стремиться совершить свой нелегкий путь самоочищения и восхождения от земного, страстного, греховного к Небесному, чистому и духовному.
Постараемся и мы, дорогие братья и сестры, время поста использовать для того, чтобы Господь своей благодатью просветил и наши сердца, умы и помог нам совершить свой маленький подвиг ради Него с любовью и радостью.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.