Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на воспоминание Адамова изгнания. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы находимся в преддверии Великого поста. Пост — это время особой радости для христианина. Церковь нам напоминает о задаче, цели поста, о том, к чему человек должен стремиться, и сегодня показывает нам пример нашего праотца Адама, его изгнание из Рая. Адам лишился любви к Богу и потерял Рай, и теперь задача каждого из нас полюбить Бога, чтобы вернуть райские обители, покаяться, то есть, исправиться и жизнь вести по любви к Богу.
Человек такое существо, что он может и бесконечно возвышаться, приближаться к Богу, находиться в Его благодати, быть чистым, высоконравственным, а может и низко падать. Это падение впервые совершил Адам, а потом и все мы. Человек может падать до самой низости, в этой низости жить в грехах, в страстях, сам себя унижая и стараясь найти виноватых в своем унижении. Господь для всех нас, и не только для нас, но и для Ангельского мира является как бы Солнцем. Почему иногда Бога в церковных песнопениях называют Солнцем? Потому что как Солнце дает всем свет и тепло, и кто сколько может, усваивает этого света и тепла, так и Господь все дает без меры. Он дарует Божественную благодать, чистоту, радость духовную, многие дары и все без меры, и каждый усваивает столько, сколько может, насколько он приблизился к Богу и может эти дары в себе воплотить. Это относится не только к человеку, но и к Ангельскому миру. И Ангелы живут Божественной благодатью, каждый из них тоже по-разному усваивает эту благодать, через нее получает радость общения с Богом и тем самым имеет полноценную жизнь. Для человека при сотворении была поставлена та же самая задача. Он также, находясь в Раю, должен был совершенствоваться, пребывая в благодати Божественной, возвышаться внутренне, чтобы благодать все более и более очищала его, совершенствовала, и он приближался к Богу. Но ему дана была возможность свободы выбора добра и зла. И так же, как Адам, все мы выбираем по своей свободе унижение, страстность, греховность и падаем, то есть, удаляемся от Бога. Удаляемся в страну греха, но Церковь нам напоминает о том, что жизнь наша имеет совсем другую цель. Земная жизнь должна для нас быть спасительной, соединить нас с Богом и даровать нам Царствие Божие.
Ничто в мире, пока человек живет, не напоминает ему об этом. Все живут так: день прошел и ладно, жизнь прошла, тоже непонятно зачем и к чему. День ото дня не отличается, год за годом проходит, вроде, и вспомнить нечего, что назвать жизнью, человек даже порой и не знает. И как охарактеризовать то время, которое он ходил по земле, он тоже не знает. Лишь Церковь нам напоминает, что каждый день — это особый день, он дан не просто так, чтобы его пройти незаметно и без пользы. А время дано человеку для того, чтобы исправиться, покаяться, стать другим, полюбить Бога, вернуться в утерянный Рай. Поэтому время, которое человек должен был посвящать работе над собой, своему внутреннему совершенству, всегда было радостно для христианина. И особенно это время Великого поста, который и своим сорокадневным числом напоминает нам о подвиге Спасителя, о Его строгом посте перед выходом на служение человечеству. И для нас это должно быть время радости, чтобы мы вновь обновились, знали, что задача поста не в том, чтобы, как сказано сегодня в Священном Писании, показать унылый постный вид, а все более и более приближаться к Богу, к предстоящему Его Воскресению и радоваться тем дарам, которые Он нам посылает. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).
Пост — это символ нашей жертвенности, нашей любви к Богу. Он только показывает, что мы любим Бога, ради Него готовы чем-то пожертвовать, пускай даже пищей, хотя человек ради Бога и по любви к Нему должен жертвовать всем, в том числе, не только пищей или еще чем-то, но и своей жизнью. Потому что Господь источник жизни, и, где бы человек не пребывал, если он с Богом, то он наслаждается жизнью как здесь, на земле, так и после своей кончины. Христиане старались всю свою жизнь посвятить служению Богу. Сейчас нам порой и несколько дней, какое-то время тяжело посвятить Богу, отказаться от чего-то ради любви к Нему. А на самом деле христианин должен быть здесь, на земле, подвижником и совершить хотя бы какой-нибудь маленький подвиг по любви к Богу.
Когда одного из древних старцев, живших в Египте, который прожил всю свою жизнь в пустыне, спросили перед кончиной, как он чувствует себя, он ответил: «Мне кажется, что я еще и не начинал служение Богу».
Для нас время поста тоже должно быть временем радости, которое нас возвышало бы над страстным, греховным, приближало к Богу. Во время поста мы должны исполнять непосредственную задачу всей своей жизни: быть с Богом, рядом с Ним, наслаждаться Его благодатью и благодатными дарами. Сегодня Церковь нам вновь напоминает о том, для чего мы сотворены, что жизнь скоротечна, и каждый день не такой как другой, время нашей жизни нам дано для того, чтобы полюбить Бога и в этой любви к Нему перейти в жизнь иную. Постараемся использовать время поста для того, чтобы и нас посетила благодать Божественная, и мы совершили малое движение к Богу, может быть, еще и не проявили чистую искреннюю любовь к Нему, но, по крайней мере, попытались себя смирить и осознали, для чего мы живем на этой грешной земле.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.