Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю Великого поста. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во вторую неделю Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы. Почему же в этот день именно Великим постом чтится память того, кто говорил о нетварных энергиях, о Божественной благодати? Святитель Григорий Палама в 20 лет ушел в монастырь на гору Афон. Вместе с ним монашество приняли на Святой горе его братья. Долгое время он подвизался в монастырях на Афоне на разных послушаниях, познал на себе опыт молитвы и поста и, когда появилась ересь, что благодать Божественная — это что-то сотворенное, святитель Григорий Палама стал защищать то, что познал на себе.
Церковь с самого своего основания хранила в себе истину о том, что Господь есть и Огонь поядающий. Свет Божественной благодати сопровождал Спасителя в дни земной проповеди, виден был на горе Фаворской, впоследствии огненные языки сошли на святых Апостолов в день Пятидесятницы. Преподобный Макарий Великий говорил, что благодать Божественная в душе человека пребывает как огонь. Многие святые, вплоть до Серафима Саровского, своей жизнью и опытом свидетельствовали об этом.
Почему же решили в XIV веке праздновать память святителя Григория именно Великим постом? Потому что святитель Григорий Палама очень много говорил и в защиту поста. Дело в том, что Божественная благодать проявляется в человеке только в конце его христианского подвига. А начинается подвиг у каждого с малого: с простой молитвы, которую человек выучивает и повторяет, беседует с Богом, с того, что человек начинает по-другому относиться к миру, к людям, творит добрые дела, исправляет себя, совершает подвиг поста. Святитель Григорий Палама, пребывая на святой горе Афон, увидел, что невозможно без молитвы и поста возвыситься над грехом, над своей страстностью, а без этого никогда человеку не откроется истина о Божественных энергиях. И поэтому он всегда говорил и восхвалял пост. Он был великим молитвенником и постником. Он говорил о том, что человек сотворен для того, чтобы жить равноангельно, так же, как живут Ангелы. Святитель восхвалял духовный подвиг человека вопреки веяниям мира сего, которые прославляют плотские удовольствия, страсти, сластолюбие, угождение себе, гордыню. А это прославляют практически все как религиозные, так и философские теории мира. Святитель Григорий Палама говорил о том, что в человеке должен быть дух выше плоти, а настоящая пища для человека — это не грехи и страсти и не пища, которой он утоляет голод и жажду, а Божественная благодать. И не случайно мы начинаем все наши обращения к Богу с молитвы «Царю Небесный», в которой говорится, чтобы Божественная благодать, Господь пришел и вселился в нас, жил в нашей душе, управлял нами. И в Святых Таинствах мы не просто соприкасаемся с Богом, а принимаем Его в себя, мы с Ним соединяемся. Как говорил святитель Григорий Палама, человек создан для того, чтобы жить в Боге как Ангелы и питаться Божественной благодатью. А Божественная благодать и есть Бог, Который дает жизнь всему миру, в том числе и человеку. Когда человек забывает об этом, ищет для своей жизни что-то на земле, он все дальше и дальше уходит от Бога. А кто спорил со Святителем? Спорил монах, пришедший на Афон из католической Италии. А всякое отступление от Божественного учения, в том числе католическое, и далее протестантские как раз отступают от понятий того, что конечная цель жизни человека — обожение. Они пытаются найти смысл жизни здесь, на земле, умаляют подвиг христианский, движение человеческой души к Богу и все более и более прославляют наслаждение земными благами. Это был спор между истиной Православия, истиной того, что человек призван к обожению и жизни с Богом и теми, кто отстаивали какие-то земные выгоды, человеческий разум, противопоставляли его Божественным законам и установлениям. Это и сейчас особенно проникает в Церковь. Часто очень слышишь, приходят, говорят: «Мне врач не посоветовал поститься, кто-то еще что-то сказал, я слышал, что поститься не надо». Борьба с постом была и в XIV веке, и совсем недавно, и продолжается в наши дни. Борьба диавола с Богом велась всегда, были те, кто говорил, что поститься не надо, молиться не надо, не нужен подвиг христианский, только непонятно, в чем же тогда заключается вера в Бога и движение к Нему. Без подвига христианского нет познания Бога.
Церковь отметила победу учения святителя Григория Паламы о Божественных энергиях тем, что утвердила празднование его памяти Великим постом. Это была победа христианского православного богословия над различными умствованиями человеческими, которые отвергают Божественную благодать, помощь Бога человеку, христианские подвиги. Отвергают то, что человек, живущий ради Бога, живет Им, а не какими-то своими немощами. Как писал апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Это конечная цель каждого христианина — обожение. К этому нужно стремиться. Церковь отстояла эту цель, которая единственная является истинной, и Великим постом напоминает нам об этом. Потому что пост — это и есть движение к Богу, это начало нашего покаяния, изменение себя. Пост — это несение послушания Богу и начало нашего подвига, нашей любви к Нему.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, должны вместе с Церковью и со святителем Григорием Паламой познать путь совершенства, который заключается в соединении с Богом. ____Когда святитель Григорий Палама умирал, возле его одра собрались многие, кто его почитал. В тот момент, когда Святитель предавал Богу душу, он повторял слова: «В горняя, в горняя,» — и вдруг всех облистал необыкновенный Свет, тот Свет Божественный, о котором проповедовал, и который прославлял святитель Григорий Палама. Прошло совсем немного времени, через восемь лет его канонизировали. Много совершалось и совершается чудес от его мощей у тех, кто к нему обращается. Мы, дорогие братья и сестры, должны уяснить истину: цель нашей жизни заключается не в способности хитро обходить законы Божественные, ублажать себя, а в том, чтобы соединиться с Богом, жить Им, в Нем, как говорил Спаситель: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.