Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В середине поста Церковь выносит для поклонения Крест Господень, чтобы укрепить нас в наших малых трудах ради Бога. Мы познаем мир, который сотворил Господь постепенно и случается так, что прилепляемся к этому видимому миру. Вместо того, чтобы познавать мир как творение Божие и через это проявлять любовь к Богу, человек своим телом, своим умом часто прилепляется к земному. А душа человека всегда тянется к Богу, к духовному, вечному. И в нас происходит внутреннее раздвоение. С одной стороны, нас тянет к земному, греховному, страстному, с другой стороны, душа умирает без Бога, без благодати Божественной. Церковь нам напоминает, что всякое восхождение к Богу сопряжено с трудностями, с борьбой внутри себя.
Человеку иногда кажется, что здесь, в земном мире, он пребывает в благополучии и может жить сам по себе, забывая о Боге. Но такая жизнь превращается в страшный сон, который кончается вечной погибелью, вечной смертью. Она становится томлением духа, который стремится вырваться из греховной клетки для того, чтобы быть с Богом. Апостол Павел описывает состояние любого человека: в каждом из нас отсутствует любовь к Богу, а есть желание к грехам, страстям. Как он пишет: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7:21). Это злое из нас постоянно показывается в наших делах, поступках, словах — во всем. Вся наша жизнь — это то зло, которое таится внутри нас. Потому что мы не понимаем любовь Божественную и сами себя наказываем тем, что отрекаемся от Бога, боремся с Ним и прилепляемся к земному, страстному, греховному. Эта борьба и составляет наш крест: борьба с самими собой. Потому что мы больше любим не Бога, а мир, и в нас любовь к греху, к земному, борется с Богом. Мы очень часто проявляем ее в своей жизни, даже видим эту борьбу. Мы ропщем, бываем недовольны, забывая о том, что Господь нас возлюбил, и мы должны ответить на Его любовь своей любовью, а не враждой. Наша вражда с Ним, наше самолюбие, наше отречение от Него, как бы мы ни пытались их оправдать тяготами своей жизни, болезнями или еще чем-либо, не могут оправдать нашу борьбу с Богом, нелюбовь к Нему.
Церковь нам показывает путь восхождения к Богу. Путь этот тяжел и труден, потому что он происходит в нас самих. Внутри нас идет борьба любви к Богу и вражды с Ним. Однажды одного мудрого человека привели к Кресту Спасителя, и он увидел слова: «Я возлюбил тебя, а чем ты ответил Мне?» Тогда он ужаснулся и сказал: «Всю свою жизнь я прожил напрасно». Потому что, на самом деле, вся жизнь наша без любви к Богу бессмысленна, глупа и завершается такой же бессмысленной и глупой смертью.
Чтобы уразуметь Божественную любовь к нам нужно отрекаться от себя. Поэтому Господь в Священном Писании и говорит: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Это отречение от самолюбия, от гордыни, от наших страстных желаний, от непослушания Богу, от самооправдания. Это отречение тяжело для каждого из нас. Это самоотречение и есть наш жизненный крест. Любовь всегда найдет свое проявление. И ненависть тоже всегда находит свое проявление. Если мы любим Бога, то любим Его в любых обстоятельствах: и в болезни, и в молодости, и в старости, и в невзгодах, и в лишениях эта любовь не прекращается. А если ее нет, то ее нет никогда. Ее нет ни в молодости, ни в старости, наша жизнь проходит напрасно. Но мы, конечно, всегда найдем оправдание нашему нежеланию трудиться ради Бога, любить Его. Но себя и, тем более, Бога обмануть нельзя. Человек, который начинает трудиться ради Бога, любить Его, осознает то, что большей радости и смысла в жизни нет, чем любовь к своему Творцу и труд ради Него. Это самая большая радость, которую может человек получить, пребывая на земле, или может лишится ее. Тогда ему жизнь становится в тягость, его ничто не устраивает, он ропщет, всем недоволен. Он не живет, а мучается, не наслаждается жизнью, а страдает от нее. Все зависит от нас. Мы сами себе создаем эти страдания, сами себя мучаем, забываем, что Господь показал нам образец любви к Нему.
Человек, конечно, никогда бы не догадался, как нужно жить с Богом. Ведь почему именно Крест? Потому что он свидетельство необыкновенной любви Бога к нам, и никак по-другому эту любовь нам нельзя было показать. Никогда бы человек без Страданий Христа не понял, насколько он должен любить Бога, и насколько Господь нас любит. Никогда бы мы не поняли без Крестных Страданий Спасителя, что наша жизнь заключается в любви к Нему. Церковь как чадолюбивая мать напоминает нам о смысле нашей жизни. Этот смысл состоит в том, чтобы мы ответили на любовь к Богу, поняли, что наша радость, успокоение души, наша вечность зависят от наших трудов и борьбы с самими собой. И тот земной мир, которым мы наслаждаемся, который Господь сотворил для нашего блага, должен нам только показывать еще больше, насколько велика любовь Божественная. Этот мир не наша собственность, а он содержит в себе любовь Бога к нам. В каждой травинке, в каждом животном, в каждой птичке, в каждом движении воздуха эта любовь проявляется. Святые ощущали Божественную любовь, видели Бога во всем, потому что их любовь к Нему открывала им величие любви Божественной к нам.
Сегодня, прославляя Крест Христов, любовь Бога к нам, постараемся не забывать о том, что смысл нашей жизни состоит только в одном: в ответной любви к Богу в любых жизненных обстоятельствах, в любых условиях, в которые мы сами себя ставим. Если в нас нет ответной любви к Богу, то нужно трудиться над собой, не забывать о Кресте. Потому христианин и носит на себе крест, чтобы всегда помнить о том, к чему мы призваны, и ни на одно мгновение не забывать об этом. Постараемся возлюбить Бога и нести свою любовь к Нему по жизни, борясь со своими греховными пристрастиями, чтобы сподобиться вечно пребывать с любящим нас Господом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.