Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю Великого поста. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человек состоит из тела и души. Тело, как учат святые отцы, тянется больше к земле: к различным благам, грехам, страстям, потому что оно сотворено из земли и ищет земных низменных благ. А душа человеческая сотворена от высших и тянется к Небу, к Богу. Человек находится в постоянном противоречии этих двух своих начал, борьбы, которая происходит в нас. Потому что тело своенравно, не хочет слушаться, требует неги, всяких удовольствий, благ, а душа ищет Бога, и пока не найдет Его, она не успокоится, потому что жизнь души заключается в Боге.
Сегодня Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, который показал каждому человеку его истинное предназначение — восхождение от земли к Небу. Он написал книгу, которая называется «Лествица», это его жизненный опыт, потому что он шестьдесят лет провел в монастыре в посте, в подвиге, в молитве, в затворничестве, и сам на себе познал опыт восхождения человека к Богу. Этот великий святой каждого из нас учит восхождению к Небесному и тому пути, по которому сам прошел. В 16 лет он оставил мир, пришел в монастырь, был в послушании у старца 19 лет, а потом провел 40 лет в затворе, пребывал один в келье, молился всю неделю, а в субботу и воскресенье приходил на Исповедь и Причастие, чтобы сподобиться Пречистых и Животворящих Таин Христовых.
Первой ступенью в борьбе между телом и духом Иоанн Лествичник называет послушание или отвержение самого себя. Тело не хочет слушаться Бога, требует удовольствий, хочет жить по своему эгоизму и гордыне. И пока человек не смирит себя, не подчинит свое тело духу, Богу, восхождение его не начнется. С послушания и отвержения себя начинается восхождение. Потом человек пребывает в молитве. Молитву Иоанн Лествичник различает тоже разную. Первая ступень — это тогда, когда человек старается во время молитвы отогнать от себя всякие плохие мысли, чтобы его мысли были полностью заняты словами молитвы. Вторая — это когда человек живет молитвой, она становится для него необходимостью, когда он на молитве думает только о Боге. И третья стадия, когда человек постоянно находится в молитве, совершенно отвергается от всего земного и пребывает в Божественном. Но это уже самое совершенство. Все тридцать ступеней зависят от молитвы. Преподобный назвал тридцать ступеней по числу лет Спасителя до Его Крещения. Можно больше или меньше этих ступеней перечислять, но суть их всех заключается в молитве, потому что молитва — это общение с Богом.
Господь подает Божественную благодать, и человек постепенно через эту благодать начинает познавать себя, возвышаться над грехом, над земным. Потому что мы живем долгое время, совершенно не замечая того, что есть Господь. Живем так, как мы хотим, в свое удовольствие и, в общем-то, это не считается грехом. Потому что каждый считает, что он свободен от Бога, сам вправе решать за себя все вопросы, зачем ему кого-то слушаться. Он не видит своих грехов абсолютно никаких. Когда человек начинает молиться, и Божественная благодать проникает в сердце, тогда он вдруг ужасается и видит, что он неправильно живет, многое делал совсем не так, как велит Господь, совершал вопреки воле Божией и вообще для своей души он ничего хорошего не совершил. Он начинает познавать себя. А познание в том и заключается, что мы видим свои недостатки, несовершенства, и видим милость Божию и любовь Его к нам, Его помощь. Это ведение все больше и больше умножается, и мы постепенно приближаемся к Богу, все больше познаем Его, все ближе Он для нас становится. Он становится для нас необходимостью в нашей жизни. Мы начинаем жить Им, душа начинает властвовать над телом, и заканчивается наше восхождение верой, надеждой и любовью или жизнью в Боге.
В этом восхождении Господь помогает нам. Человеку необходимо проявить свое произволение и труд. Без труда, без подвига восхождение ни у кого не начнется. Пока мы сами не проявим свой подвиг, мы не сумеем продвинуться ни на одну ступень к Богу. Поэтому самое главное — это наш подвиг, наше самоотречение. Поэтому Церковь и вспоминает преподобного Иоанна Лествичника Великим постом, когда призывает всех к подвигу как телесному, так и духовному. Время поста — это время христианского подвига. Когда мы прилагаем как можно больше усилий для того, чтобы измениться, приблизиться к Богу и достойно встретить Его Страдания и Славное Воскресение, подготовить себя к тем Дарам, которые Господь даровал всем нам. Но эти Дары получают только те, кто в своей жизни проявляет самоотвержение, самоотречение и совершает подвиг труда над собой.
Сегодня, вспоминая великого подвижника, дорогие братья и сестры, будем знать, что он написал эту книгу для христиан, которые живут по церковным правилам, самоотрекаются земных наслаждений независимо от того, где живут, потому что цель жизни всех людей одна и та же. Условия бывают разные, обстоятельства жизни бывают разные, а цель одна и та же: спасение своей души. Где бы человек не пребывал: то ли в монастыре, то ли в семье, то ли еще где-то, но цель всегда одна. Постараемся, чтобы время поста для нас не прошло напрасно, а приложим усилия для того, чтобы наш христианский подвиг помог нам подняться хотя бы еще на одну ступень ближе к Богу, познать себя внутреннего, греховного, мерзкого, увидеть любовь и благодать Божественную, которая нам помогает освободиться от власти страстей и грехов, и стараться возвышаться над земным и страстным.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.